Петти экономические взгляды. Уильям петти

Быстрый рост капиталистических отношений, бурное развитие промышленного производства в Англии требовали теоретического осмысления новых экономических явлений и процессов. Одним из первых исследователей хозяйственных новшеств стал Уильям Петти (1623–1687) . Его не без основания называют основоположником английского варианта классической политической экономии. Перу У. Петти принадлежат такие работы как "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Слово мудрым" (1664), "Политическая анатомия Ирландии " (1672), "Политическая арифметика" (1676), "Разное о деньгах" (1682) и др.

В отличие от Англии в XVII–XVIII вв. во Франции господствовали феодальные экономические отношения. Основным направлением экономической политики являлся "кольбертизм", предполагавший широкое использование протекционистских мер и сужение внутреннего рынка, что в полной мере соответствовало экономической теории меркантилизма. В этих условиях зарождалось французское направление классической политической экономии. У его истоков стоял Пьер Ле Пезан де Буагильбер (1646–1714) . Ярый противник меркантилизма П. Буагильбер написал труд под названием "Подробное описание положения Франции, причины падения ее благосостояния и простые способы восстановления, или как за один месяц доставить королю все деньги, в которых он нуждается, и обогатить все население" и два тома "Обвинение Франции". За острую критику правительства, содержавшуюся в этой работе, он был отправлен в ссылку, а книгу запретили.

Трудовая теория стоимости. У. Петти стал первым, кто сформулировал основополагающий тезис классической политической экономии, что богатство общества создается в сфере материального производства, что труд составляет основу этого богатства. Известную формулу У. Петти: "Труд – отец и активный принцип богатства, а земля – его мать" можно считать одним из вариантов учения об источнике стоимости .

Он предпринял попытку проанализировать труд, создающий стоимость. По его мысли, каждый конкретный вид труда создает только конкретное благо, потребительную стоимость , например, труд земледельца – зерно, труд ткача – полотно и т.д. Но в любом труде есть что-то общее, делающее все его виды сравнимыми, а блага – товарами, т.е. меновыми стоимостями . Это общее – затраты рабочего времени, затраты производительной энергии работника вообще. Таким образом, У. Петти выдвинул идею абстрактного труда, которая затем легла в основу Марксовой теории стоимости.

Независимо от У. Петти П. Буагильбер положил начало разработке трудовой теории стоимости. Он различал рыночную цену товара и его "истинную стоимость", которая определяется затратами труда, а мерой стоимости – рабочее время. Экономические связи между людьми, по его мнению, основываются на обмене продуктами труда, который должен происходить в соответствии с затратами труда.

Определяя стоимость затратами труда, П. Буагильбер считал закон стоимости вечным законом природы. Труд, создающий стоимость, он отождествлял с естественной деятельностью человека, которая направлена на удовлетворение его потребностей. От этой идеи всего один шаг до признания того, что целью товарного производства является потребление.

Меркантилизм и государство. Экономические воззрения У. Петти были несвободны от меркантилизма. Не случайно он большое внимание уделял внешней торговле, которая, по его мнению, в большей степени, чем другие отрасли хозяйства, способствует росту богатства нации, а смысл богатства для него заключался в том, чтобы иметь в запасе больше денег (драгоценных металлов), чем имеют другие страны.

Вместе с тем, он видел недостатки меркантилизма. В пылу полемики У. Петти давал ему подчас излишне резкие оценки и характеристики. Так, он совершенно несправедливо отказывал торговле и торговому капиталу в создании национального богатства, и более того, настаивал даже па сокращении числа купцов. Последних У. Петти сравнивал с "игроками", занятыми распределением "крови" и "питательных соков" государства, иод которыми подразумевал сельское хозяйство и промышленность.

В своих трудах он довольно много писал о пагубности нарушения "естественного порядка" государственной властью. Недостаток государственного управления, по его мысли, заключался в том, что "слишком многое из того, что должно было бы управляться природой, древними обычаями и всеобщим соглашением, попало под регулирование закона". Поэтому он резко выступал против государственной регламентации, когда она противоречит "законам природы". Но одновременно с этим У. Петти возлагал на государство такие функции, как повышение качества рабочей силы, организация общественных работ, предлагал использовать труд бродяг и нищих при строительстве дорог, сооружении мостов и плотин, разработке рудников.

П. Буагильбер, в отличие от У. Петти, с самого начала занял враждебную позицию по отношению к меркантилизму в его кольбертистской разновидности. Эту политику он считал главной причиной хозяйственного упадка Франции. Тяжелое положение сельского хозяйства, низкий уровень жизни во французских провинциях побудили его заняться изучением экономических проблем страны, задуматься о реформах.

П. Буагильбер признавал, что экономика развивается по естественным законам, которые действуют как законы природы. Он не отрицал за государством права влиять па экономику страны, но порицал его за неразумное вмешательство в хозяйственную жизнь, выступал поборником экономической свободы и свободной конкуренции, требовал свободы торговли, которая, по его мнению, обеспечит гармонию интересов людей. Развивая идею конкурентного механизма, он приходит к прообразу "невидимой руки" А. Смита. "Все поддерживают... богатство исключительно во имя собственных интересов и создают тем самым, хотя это то, о чем они меньше всего заботятся, всеобщее благо", – писал П. Буагильбер .

Возражая меркантилистам, он объявил не деньги, а материальные блага, создаваемые в процессе производства, целью экономики. "Жизненно необходимые предметы, как пища и одежда, без чего никто не может обойтись. Только их надо почитать богатством", – писал П. Буагильбер. Основой материального производства он считал сельское хозяйство. Анализ проблем этой сферы хозяйства, по его мнению, и является предметом изучения политической экономии.

Теория реформ. Значительное внимание П. Буагильбер уделял экономическим преобразованиям. Предложенные им реформы включали меры, направленные на создание справедливых условий налогообложения, либерализацию экономической деятельности для подъема сельского хозяйства. Налоговая реформа предполагала создание справедливой системы налогообложения, при которой дворянство и духовенство являлись такими же налогоплательщиками, как и крестьянство. Основным принципом взимания налогов, по его мнению, должна была стать не сословная принадлежность, а имущественное состояние налогоплательщика. Он выступал за введение прогрессивной шкалы налогообложения, взамен регрессивной, что позволило бы фискальной системе Франции обеспечить более справедливое распределение доходов.

В своих работах он доказывал необходимость освобождения внутренней торговли от существоваших ограничений, что позволило бы вывести на новый уровень товарно-денежные отношения: использовать разделение труда, расширить внутреннее потребление товаров и услуг.

Важным пунктом его реформистских концепций было требование провести либерализацию рынка зерна, в частности, отменить практику сдерживания повышения закупочных цен на зерно как противоречащую "естественному порядку". С позиции экономических законов, занижение цен на зерно игнорирует затратную их составляющую. Отмена ограничения на повышение закупочных цен на зерно, приводит, по его мнению, к увеличению рыночных цен на зерно, что влечет рост благосостояния крестьян и создает устойчивый внутренний потребительский спрос. Эта мера способствует развитию промышленного производства.

Теория налогообложения. Согласившись с общепринятым в ту эпоху тезисом о том, что население должно участвовать в покрытии государственных расходов в соответствии с размером его имущества или богатства, У. Петти сформулировал собственную концепцию налогообложения. По его мысли, существование налогов призвано сократить разрыв между государственными расходами и доходами в пользу последних. Формулируя принципы налогообложения, он считал в качестве приоритетной распределительную функцию налогов и обосновывал необходимость существования дифференцированных ставок налогообложения, справедливо полагая, что разумные условия налогообложения способны стимулировать развитие различных отраслей экономики. У. Петти являлся сторонником преимущественно косвенного налогообложения.

Теория государственных расходов. Довольно обстоятельно У. Петти рассматривал государственные расходы. По его мнению, государство должно расходовать средства на оборону, управление, церковь, школы и университеты, а также на содержание сирот и инвалидов, на дороги, водопроводы, мосты и общественно значимые нужды. Как видим, структура расходов напоминает расходную часть бюджета современных государств.

Впервые в экономической науке он подсчитал национальный доход и национальное богатство Англии. Примечательно, что в национальное богатство У. Петти включал не только материальные ценности, но и денежную оценку самого населения, чтобы каким-то образом оценить величину человеческого капитала, т.е. его трудовые навыки, сноровку, квалификацию.

Определению экономической ценности населения он уделял большое внимание, так как считал, что именно низкая плотность населения является источником бедности страны. И в этом состоит принципиальное отличие взглядов У. Петти от меркантилистов, которые сводили богатство страны к запасам золота и серебра. В расчетах, проведенных им, доля драгоценных металлов в совокупном богатстве Англии составляла менее 3%.

Он провел не только подсчеты национального богатства страны, но и ее национального дохода. Правда, в отличие от современных методик, У. Петти исчислял национальный доход только как сумму потребительских расходов населения, пренебрегая долей национального дохода, идущего на накопление. Но поскольку доля накопления в XVII в. в Англии была крайне низка, допущенная неточность не искажала общей картины. Несмотря па этот недостаток, с полным основанием можно сказать, что из этих расчетов У. Петти выросла современная система национальных счетов.

Теория стоимости. Формулируя основы трудовой теории стоимости, У. Петти утверждал, что равенство товаров означает ни что иное, как равенство затрачиваемого на их производство труда. Эта идея наиболее четко выражена у него в следующей фразе "...если кто-нибудь может добыть из перуанской почвы и доставить в Лондон одну унцию серебра в то самое время, в течение которого он в состоянии произвести один бушель хлеба, то первое представляет собой естественную цену другого".

Для объяснения механизма ценообразования У. Петти использовал категорию "политическая цена" , которая определялась им, "исходя из естественных оснований", т.е. на основе рыночного товарообмена. Помимо этого он выделяет "естественную цену " – затраты, понесенные производителями на производство товара. Переход от "естественной цены" к "политической цене" сопровождался соизмерением затрат на производство товара или услуги с затратами на производство серебра как своего рода товара- эквивалента.

У. Петти выделял два важнейших фактора производства – труд и землю. Определение доходов владельцев факторов производства осуществлялся им, исходя из затрат производства, определяющих "естественную цену" товаров и услуг.

Теория доходов. У. Петти выделял три типа доходов – заработную плату, прибыль и ссудный процент.

Заработную плату он определял как цену труда, обеспечивающую минимальный объем средств существования рабочего – "только средства к жизни". По его мнению, ее размер должен быть ограничен законодательными актами. У. Петти полагал, что в случае, если заработная плата рабочего будет увеличена, то при неизменной покупательной силе денег, рабочий будет работать меньше в такой же пропорции, на которую произошло увеличение заработной платы.

В неразвитой форме он выразил основное положение классической политической экономии: в цене товара, определяемой в конечном счете затратами труда, заработная плата и прибавочная стоимость (рента, прибыль, процент) находятся в обратной зависимости. Повышение заработной платы при одном и том же уровне производства может происходить лишь за счет прибавочной стоимости, и наоборот.

Прибыль рассматривалась им в виде превышения стоимости товаров и услуг над затратами на их производство. Анализируя проблему размера прибыли на примере ее получения государством в виде штрафов, У. Петти отмечал, что многократное превышение прибыли над объемом осуществленных затрат несет в себе риск, поскольку противоречит естественным законам.

Исследуя природу процента, У. Петти чаще всего обращался к рынку земли, рассматривая связь между рентой как прибылью землевладельца и процентом как прибылью собственника капитала. Он отмечал, что объем процента должен быть равен "ренте с такого количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности". Исходя из убеждения, что процент по своей экономической природе является разновидностью прибыли, он склонен был связывать его размер с "риском, тревогой и расходами" владельцев капитала.

На примере вексельного курса У. Петти исследовал особенности формирования курса ценных бумаг. Он справедливо отмечал влияние ожиданий кредиторов и заемщиков па имевшийся па рынке спрос на капитал , указывая на их возможную неправдоподобность. Исследовав проблему цены земли, он заметил, что "поблизости населенных мест, для пропитания населения которых нужны большие районы, земли не только приносят на этом основании более высокую ренту, но и стоят большей суммы годичных рент, чем земли совершенно такого же качества, но находящиеся в более отдаленных местностях; а это объясняется чрезвычайным удовольствием и почетом, получаемыми от владения землей в таком месте". Таким образом, он выделил объективные факторы, влияющие на цену земли: местоположение, статус, наличие трудовых ресурсов и способность приносить доход – и определил основы теории ренты классической школы .

Теория денег. По мнению У. Петти, средство обращения является основной функцией денег. Он выступал против бессмысленного запрета на вывоз денег из страны, поскольку подобные запреты противоречат законам природы, указывая на то, что объем денежной массы должен определяться "частотой меновых сделок и размером платежей, совершаемых по закону или обычаю иным образом". Поэтому У. Петти можно считать сторонником количественной теории денег, учитывающей частоту и объем совершаемых хозяйствующими субъектами трансакций.

П. Буагильбер не понял до конца природы товарного производства. Ему не удалось дать правильную характеристику сущности и функций денег, роль которых в экономике он недооценивал. В трактовке денег в наиболее отчетливом виде проявилась антимеркантилистская направленность его экономического учения. П. Буагильбер выступил против обожествления денег меркантилистами, критиковал утверждение, что только золото и серебро являются истинным богатством. В этой связи он писал: "Фактически деньги, из коих делают идола с утра до вечера, в силу обстоятельств не имеют абсолютно никакого употребления сами по себе, непригодны ни для того, чтобы кормиться, ни одеваться, и все те, кто ищет их с такой жадностью и добивается добром и злом, совершают это только для того, чтобы, заполучив их, тотчас же позаботиться о нуждах своего положения и своего существования" . В деньгах он видел основное зло, поскольку они нарушают обмен товаров по их истинной стоимости. Он признавал только одну функцию денег – деньги как средство обращения. Полагая, что ее может выполнить любой товар, а не только золото и серебро, он делал вывод, что металлические деньги могут быть заменены бумажными.

  • У. Петти родился в Англии, в семье суконщика. В 14 лет нанялся юнгой на корабль. Сменил немало профессий и занятий: составлял морские карты, служил в военном флоте, занимался ювелирной работой, исполнял секретарские обязанности у философа Гоббса. Сколотил солидное состояние на земельных махинациях. В 1661 г. был удостоен рыцарского звания.
  • П. Буагильбер родился в Руане, в дворянской семье. После получения юридического образования он занимал разные судебно-административные должности, в том числе генерального начальника судебного округа Руана. На этом посту он прослужил всю жизнь.
  • Петти У. Трактат о налогах и сборах // У. Петти [и др.]. Классика экономической мысли: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 51.
  • Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. С. 118.
  • Буагильбер П. Рассуждение о природе богатства // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: в 5 т. М.: Мысль, 2004. Т. 1. С. 249.

ПЕТТИ, УИЛЬЯМ (Petty, William) (1623–1687), английский экономист и статистик. Родился 26 мая 1623 в семье небогатого ремесленника-суконщика в Ромси (графство Хэмпшир). В 14 лет нанялся юнгой на корабль, через год оказался во Франции практически без средств к существованию, некоторое время занимался мелкой торговлей, а затем поступил в иезуитский колледж в Кане, где в течение двух лет изучал латынь, греческий и французский языки, арифметику, геометрию и астрономию, проявив блестящие математические способности. В 1640 Петти вернулся в Лондон, но вскоре вновь отправился во Францию, а затем в Голландию, в Лейден, где изучал медицину. По возвращении продолжил изучение медицины в Оксфорде и в 1650 получил степень доктора физики и должность профессора анатомии Оксфордского университета. В годы пребывания в Оксфорде был активным членом группы молодых ученых, называемой «невидимой коллегией», из которой позднее выросло Королевское общество (Британская Академия наук).

В 1651 Петти внезапно оставил преподавательскую деятельность и, получив должность врача при главнокомандующем английской армии в Ирландии, в сентябре 1652 отбыл в эту страну. Возглавил работы по составлению планов ирландских земельных угодий, разбогател и превратился в одного из крупнейших ирландских землевладельцев. В 1661 был удостоен рыцарского звания. С 1660 Петти жил то в Ирландии, то в Англии и лишь в 1685 окончательно перебрался в Лондон.

Петти оставил заметный след в истории экономической науки, хотя единой точки зрения на его научный вклад до сих пор не существует. Одни авторы рассматривают его как выдающегося представителя меркантилизма, другие видят его основную заслугу в создании основ статистико-экономического метода исследований и экономической статистики, третьи считают основателем нового направления в науке, из которого впоследствии выросла английская классическая политическая экономия.

Среди основных трудов Петти – Трактат о налогах и сборах (A Treatise of Taxes and Contributions , 1662); Слово мудрым (Verbum Sapienti , 1665); Политический обзор, или анатомия Ирландии (Political Survey or Anatomy of Ireland , 1672); Разное о деньгах (Quantulumcunque Concerning Money , 1682); и Эссе о политической арифметике (Essays in Political Arithmetick , 1683).

В Трактате Петти рассуждал о стоимости, ренте, заработной плате, разделении труда и деньгах. Одним из первых высказал идею о существовании в экономике объективных закономерностей, которые называл естественными законами, фактически сформулировал закон стоимости, близко подошел к понятиям прибавочной стоимости и прибавочного продукта, проанализировал некоторые ценообразующие факторы, изложил свои соображения относительно эффективности разделения труда.

Политическая арифметика стала первым трудом, в основе которого лежал статистико-экономический метод исследования. Петти доказывал необходимость создания государственной статистической службы и исчисления национального богатства и национального дохода, произвел подсчет этих показателей для Англии и, таким образом, заложил основу современной системы национальных счетов.

В работе Разное о деньгах Петти утверждал, что деньги являются особым товаром, играющим роль всеобщего эквивалента, а количество необходимых для обращения денег определяется размерами товарно-платежного оборота. Считал, что полноценные деньги в известных пределах могут быть заменены бумажными деньгами. Эта небольшая по объему работа имела огромное значение и определила направление развития теории денег и кредита на последующие два столетия.

В последние годы жизни Петти занимался преимущественно вопросами народонаселения, его роста, размещения, занятости и наряду с Джоном Граунтом может быть причислен к основателям демографическрой статистики.

Первыми представителями классической экономической школы были Уильям Петти в Англии и Пьер Буагильбер во Франции.

Уильям Петти (1623-1687) – основоположник классической политэкономии вообще и, прежде всего в Англии. У. Петти родился в семье мелкого ремесленника в г. Ромси. Обучаясь в городской школе, отличался природными способностями, с легкостью постигал изучаемые дисциплины, особенно латынь. Трудовую деятельность начал рано, с 14 лет ушел из родительского дома, нанявшись корабельным юнгой. По воле случая оказался во Франции, где благодаря знанию латыни был принят в Каннский колледж, и здесь изучал греческий, французский языки, математику, астрономию. В 1640 г. У. Петти вернулся в Лондон, а затем, в возрасте 20 лет продолжил образование в области медицины, обучаясь в Амстердаме, Париже и потом в Оксфорде. В 1650 г. в 27 лет получил степень доктора физики медицины. Затем был назначен на должность врача при главнокомандующем английской армией в Ирландии. Здесь, проявив предприимчивость при выполнении правительственного подряда по составлению политической карты Ирландии, смог заработать значительную сумму денег (более 9 тыс. ф.ст.) и приобрести крупные земельные владения. В 1661 г. в 38 лет У. Петти был возведен в рыцарское звание и был избран в английский парламент, где выдвинул идеи реформирования налоговой системы, организации статистической службы, проекты улучшения торговли.

Наиболее важными его работами являются: «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Политическая арифметика» (1676), «Разное о деньгах» (1682), в которых ясно прослеживается неприятие протекционистских идей меркантилистов.

Предмет и метод . Предметом изучения У. Петти является сфера производства . Методологической особенностью было обращение к понятию «естественных » законов экономики.

В отличие от меркантилистов богатство , по мнению У. Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли, дома, корабли, все товары. Таким образом, богатство создается в сфере материального производства , (а не в обращении). Петти отрицает участие торговли и торгового каптала в создании богатства, настаивая даже на сокращении значительной части купцов, которые лишь заняты распределением продукции, созданной в промышленности и сельском хозяйстве.

У. Петти называет два основных фактора производства : труд и земля. «…Нам следовало бы говорить, - писал он, - что стоимость корабля и сюртука равна стоимости такого-то и такого-то количества земли, такого-то и такого-то количества труда, потому что ведь оба – и корабль и сюртук – произведены землей и человеческим трудом». Эта же мысль сформулирована в другом его высказывании: «Труд есть отец…богатства, а земля – его мать».

Деньги У. Петти не считал богатством страны и писал, что надо не накапливать их, а пускать в оборот. Указывал, что законы, запрещающие вывоз денег из страны, противоречат законам природы и, таким образом, неосуществимы. У. Петти проявил себя как сторонник количественной теории денег . Он ввел понятие денежной массы, необходимой для обращения в стране, т.е. для торгового оборота. Говорил, что избыток денег ведет к росту цен, а недостаток – к сокращению объемов производимых работ и низкому уровню налоговых платежей. Выступал против притока драгоценных металлов, так как видел в нем источник роста цен. В качестве главной функции денег он называл средство обращения.

Цена и стоимость . Отрицание меркантилистских идей отразилось в творчестве У. Петти не только в связи с трактовкой богатства и путей его приумножения. Петти выяснял внутренние зависимости и сущность экономических явлений. Это проявилось, прежде всего, в его учении о стоимости . У. Петти – первый автор трудовой теории стоимости , которая стала одной из основополагающих идей классической политэкономии . Петти различал внутреннюю стоимость товара и рыночную цену , которые называл соответственно «естественной ценой» и «политической ценой». Рыночные цены колеблются в зависимости от соотношения спроса и предложения. Рыночная цена выражается определенным количеством серебра. Внутреннюю основу рыночной цены составляет «естественная цена», то есть стоимость. У. Петти дает своеобразное определение стоимости. Стоимость он определял затраченным трудом , а именно, трудом, затраченным на добычу серебра как денежного материала . Так, естественной ценой (стоимостью) хлеба он считал количество серебра, на которое затрачено такое же количество труда , как и на производство хлеба. По Петти, труд является источником естественной цены (стоимости), а ее величина определяется затратой рабочего времени . Если производительность добычи серебра повысится вдвое, то вдвое понизится стоимость серебра, и вдвое повысится цена хлеба в серебре. На основе этих рассуждений был преодолен меркантилистский взгляд о том, что источником стоимости и прибыли является сфера обращения.

Доходы . Опираясь на теорию трудовой стоимости, У. Петти дает трактовку заработной платы, ренты, процента – основных видов дохода.

Заработная плата определяется как естественная цена труда , в основе которой лежит стоимость минимума средств существования рабочего. Петти был сторонником низкой заработной платы, считая, что только в этом случае работник будет трудиться с достаточным напряжением сил. Такое же понимание заработной платы как цены труда, определяемой минимумом средств существования рабочего и его семьи, содержится в учении Т. Мальтуса и Д. Рикардо.

Земельная рента (Петти опирался на примеры из сельского хозяйства; рента являлась наиболее типичным для того времени видом прибыли ) представляет собой прибавочный продукт, оставшийся после вычета из общего продукта издержек (на заработную плату и семена). Таким образом, рента (прибыль ) как часть общего продукта, имеет трудовую природу, в отличие от взглядов меркантилистов, которые источником прибыли считали торговлю. Рента в денежном выражении – это количество серебра, равное этому прибавочному продукту. Впервые он дал определение дифференциальной ренты, указал на зависимость ее величины от плодородия и местоположения земельных участков.

Процент Петти называет денежной рентой, доходом, производным от земельной ренты. Он пишет, что процент должен быть равен «ренте с такого-то количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги».Уровень процента он определил как отношение ренты к цене земли.

Цена земли не укладывалась в схему, по которой в основе цены лежит стоимость. Земля не может иметь стоимости, так как она не является продуктом труда. Ее покупают, чтобы иметь стабильный доход для содержания семьи. Поэтому цену земли Петти определяет как сумму рент за период совместной жизни трех поколений, равный 21 году.

Следует отметить также, что У. Петти создал экономическую статистику («политическую арифметику») и предложил метод исчисления национального дохода и один из первых перенес в экономическую теорию математику .

В отличие от меркантилистов, У. Петти исходил из различия сущности и явления . Он не ограничивался описанием экономических явлений, связей между ними, а пытался объяснить их, выявить сущность происходящих процессов. Проложил путь от внешних к внутренним связям, понимаемым как закон существования явлений. Тем самым он перешел на путь научного анализа экономической жизни. Начиная с У. Петти, экономисты исследуют внутренние зависимости, законы экономических явлений , следовательно, политическая экономия действительно становится наукой . Научные положения У. Петти получили развитие в трудах виднейших английских представителей классической политэкономии – А. Смита и Д. Рикардо, Т. Мальтуса.

Франция по уровню экономического развития во второй половине XVII в. отставала от Англии. В стране господствовал феодальный строй. Капиталистический уклад развивался медленно. Крестьяне, составлявшие основную массу населения, были лично свободными , но не имели достаточных средств для организации собственного производства, вели в основном натуральное хозяйство. Они выполняли многочисленные феодальные повинности, платили государственные и церковные налоги. Кроме того, правительство проводило политику низких цен на хлеб, что снижало доходность крестьянского хозяйства. Его вывоз за границу запрещался. Все это ограничивало возможности для развития торговли и предпринимательства. Бесконечные войны и расходы на содержание королевского двора истощали государственные финансы и требовали новых налогов.

Особенности развития Франции этого периода нашли отражение во взглядах Пьера Буагильбера (1646-1714) – основоположника классической экономической науки во Франции, противника меркантилизма и одного из первых экономистов-либералов. П. Буагильбер не был профессиональным экономистом. Сын норманнского дворянина, юриста, Буагильбер получил юридическое образование, и многие годы являлся генеральным начальником судебного округа Руана. Высокое общественное положение побудило его разобраться в экономических причинах низкого уровня жизни крестьянства в провинциях Франции на рубеже XVII-XVIII вв. В развитии аграрного сектора он видел ключ к становлению во Франции прогрессивного буржуазного хозяйства, что дает право считать его предшественником физиократов . Ему принадлежат работы «Подробное описание Франции» (1695-1696), «Обвинение Франции» и «Трактат о природе богатства» (1707) и другие. В них П. Буагильбер дает характеристику кризиса экономики Франции в целом и сельского хозяйства в особенности и выступает с резкой критикой правительства . Главной причиной слабого развития страны он считал ошибочную экономическую политику Кольбера и многократно обращался к правительству с обоснованием необходимости проведения реформ. Тем не менее, поддержки своих идей со стороны министров он не получил – правительство Франции продолжало придерживаться политики протекционизма .

Основные теоретические положения . П. Буагильбер пришел к выводу, что богатство страны заключается не в физической массе денег, а во всем многообразии полезных благ и вещей (потребительных стоимостей) .

Источником богатства П. Буагильбер считал не обмен, а сферу производства , а именно сельскохозяйственного производства , в котором видел основу экономического роста Франции. В связи с этим выступал против политики промышленного протекционизма Ж.Б. Кольбера, которая из-за налогов на крестьянское население и установления низких цен на сельскохозяйственную продукцию вела к разорению аграрного сектора. Соответственно, он выступал против меркантилизма в целом.

П. Буагильбер, независимо от У. Петти, дал обоснование трудовой теории стоимости . Он различал «рыночную цену » и «истинную стоимость ». Рыночные цены случайны, а величина «истинной стоимости» определялась затратами труда , которые могут быть измерены рабочим временем, приходящимся на одну единицу товара.

Условием нормального экономического развития страны он считал пропорциональное распределение труда между отраслями и беспрепятственный обмен результатами их труда. Это может быть достигнуто при свободной конкуренции между производителями. Рабочее время, приходящееся на одну единицу товара при таком пропорциональном распределении труда, и составляет его «истинную стоимость».

Стоимость проявляется, по его мнению, в пропорциях между обмениваемыми товарами, содержащими равные затраты труда. «Истинная стоимость» – основа пропорционального обмена.

П. Буагильбер выдвинул концепцию рыночного равновесия , которое автоматически устанавливается на основе нормальных цен , обеспечивающих возмещение издержек и чистый доход . Условием формирования такой системы цен является свободная конкуренция , отмена государственного контроля над ценами. Считается, что именно в этот период возникает термин laissez faire , который означает свободное развитие без вмешательства государства - «пусть все идет само собой».

Деньги . В противовес меркантилистам П. Буагильбер указывал, что деньги – не богатство, а только средство обращения . Он писал: «Совершенно очевидно, что сами по себе они не являются благом, и их количество не увеличивает изобилия страны, лишь бы их количество было достаточно для поддержания цен, сложившихся на средства существования». Одним из первых считал, что металлические деньги - золото и серебро - с успехом могут быть заменены бумажными деньгами.

У. Петти и П. Буагильбер почти одновременно выступили как первые представители классической школы. Но особенности развития Англии и Франции, связанные с политикой меркантилизма, повлияли на различияв их теоретических концепциях . В Англии меркантилистская политика значительно ускорила накопление капитала и развитие экономики. Капитализм развивался как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Во Франции политика промышленного протекционизма привела к росту мануфактурного производства в отдельных отраслях, но одновременно ухудшилось положение сельского хозяйства, что привело к обнищанию значительной части населения. Поэтому У. Петти отдавал приоритет промышленности и был идеологом промышленной буржуазии. П. Буагильбер выступал в защиту сельского хозяйства и выражал интересы мелкой буржуазии. У. Петти расстался с меркантилистскими взглядами, но не вел активной борьбы с ними. П. Буагильбер относился к меркантилизму резко отрицательно и считал борьбу против него своей важнейшей задачей.

Уильям Петти (1623-1687) родился в семье суконщика. Отка­завшись заниматься семейным ремеслом, он нанялся юнгой на корабль. В пути сломал ногу, был высажен на берег и обратился в городе Кан к отцам иезуитам с просьбой принять его в колледж. Проучившись два года, У. Петти приобрел знания нескольких язы­ков, математики (арифметики, геометрии), астрономии. Его вы­дающиеся математические способности позволили ему до конца жизни оставаться на уровне достижений науки того времени. В разгар английской буржуазной революции он служил в военном флоте, но в политическую борьбу вступить не захотел и уехал в Голландию и Францию, занялся изучением медицины. Затем ра­ботал ювелиром, оптиком, секретарем философа Гоббса.

Вернувшись в Англию, Уильям Петти в 1650 г. получил в Ок­сфордском университете степень доктора физики и стал профес­сором анатомии и вице-принципалом (проректором) одного из колледжей.

В науке вместе с учеными Королевского общества он боролся про­тив старой схоластики, за внедрение экспериментальных методов.

Среди историков экономической мысли не сложилось едино­го мнения о роли и значении У. Петти в развитии науки. Ряд буржуазных экономистов, считая его большим ученым и яркой личностью, не видят в нем, однако, предшественника А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса и сужают его роль только созданием основ статистико-экономического метода исследований. Другие признают в нем лишь одного из представителей меркантилизма или только постановщика частных проблем и вопросов экономической поли­тики (например, налогообложения, таможенных пошлин). Веду­щей позицией западных ученых в оценке взглядов У. Петти явля­ется точка зрения Й. Шумпетера, который отрицал основные его завоевания (теорию трудовой стоимости, заработной платы, по­нимание прибавочной стоимости). Более того, Й. Шумпетер счи­тал, что своей славой гениального ученого У. Петти обязан только оценке К. Маркса, объявившего его основателем экономической науки. Таким образом, Й. Шумпетер признавал, что Маркс пре­увеличил теоретические заслуги У. Петти. К. Маркс действитель­но считал У. Петти одним из основоположников науки полити­ческой экономии, четко отграничив его от меркантилистов.

К числу основных произведений У. Петти следует отнести: «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» (1664), «По­литическая анатомия Ирландии» (1672), «Политическая арифме­тика» (1676), «Разное о деньгах» или «Кое-что о деньгах» (1682).

Литературное наследие У. Петти полностью при жизни автора никогда не издавалось. Имелись только старые разрозненные пуб­ликации, которые к середине XIX в. были уже библиографичес­кой редкостью. Первое собрание экономических работ (но непол­ное) было издано в самом конце XIX в. Тогда же была опублико­вана его биография, а в 20-е годы XX столетия изданы некоторые рукописи и переписка.



Проекты, предлагаемые У. Петти, почти всегда отвергались при­ближенными королевского двора. И основной причиной было то, что «они были сознательно и смело направлены на развитие капи­талистического хозяйства в Англии и Ирландии, на более реши­тельную ломку феодальных отношений. А монархия Карла II и его брата Иакова II, наоборот, цеплялась за эти пережитки...».

Несмотря на то, что У. Петти принадлежит к классической шко­ле политической экономии, в его воззрениях содержатся элемен­ты меркантилизма, особенно в ранних работах. Так, У. Петти по­нимал богатство как деньги (драгоценные металлы). Вот что он писал о богатстве: «Важнейший и конечный результат торговли - не богатство в широком смысле слова, но главным образом изоби­лие серебра, золота и драгоценных камней, которые не гибнут, не так изменчивы, как прочие товары, но являются всегда и повсюду богатством, тогда как обилие вина, хлеба, дичи, мяса и т.п. - богатства лишь hicet mine (здесь и теперь), так что производство и торговля такими товарами, которые наполняют страну золотом, серебром, драгоценными камнями и т.п., выгоднее всех других».

Таким образом, У. Петти сводил преимущества драгоценных металлов и камней к их естественным свойствам, фетишизировал драгоценные металлы как форму стоимости.

Так же как и меркантилисты, У. Петти считал, что нужно производить такие товары, вывоз которых может снабдить стра­ну драгоценными металлами, т.е. обеспечить активный торговый баланс. У. Петти ратовал за вывоз главным образом полуфабри­катов и ввоз промышленного сырья для поощрения националь­ной промышленности.



Аналогичными меркантилистическим были взгляды У. Петти на народонаселение, которые он резюмировал в «Трактате о нало­гах и сборах». «Малочисленность народонаселения - действитель­ная бедность», - писал он. Поэтому и меркантилисты, и Петти - сторонники всяческих мер, ведущих к увеличению населения.

Петти, так же как и меркантилисты, был сторонником госу­дарственного вмешательства в экономику.

Меркантилистические воззрения полнее всего отражены в ран­них произведениях У. Петти. А в позднем сочинении «Разное о деньгах» последние следы меркантилистических взглядов совер­шенно исчезли.

Основные научные достижения У. Петти . Однако У. Петти не был бы признан одним из основоположников классической политической экономии, если бы он не выступил с оригиналь­ными мыслями, отличными от меркантилисти­ческих. И здесь он проявил широту взглядов, зат­ронув наиболее важные проблемы политической экономии, - те­орию стоимости, теорию денег, проблему прибавочной стоимос­ти, земельной ренты, процента, заработной платы.

Важнейшим экономическим сочинением У. Петти является «Трактат о налогах и сборах». Оно же признается самым важным экономическим сочинением всего XVII столетия. Такую высокую оценку «Трактат» получил потому, что «в рассматриваемом нами произведении У. Петти по сути дела определяет стоимость това­ров сравнительным количеством содержащегося в них труда». В свою очередь «от определения стоимости зависит и определение прибавочной стоимости» - так оценивает К. Маркс научное достижение английского мыслителя.

Таким образом, самое существенное научное достижение У. Пет­ти - обоснование трудовой теории стоимости. Он сделал открытие в политической экономии - первый пришел к выводу о том, что источником стоимости является труд. До Петти теории стоимости в полном смысле этого понятия не было, и ни у одного мерканти­листа нет ни слова о меновой стоимости товара.

Петти дал наиболее правильное толкование сути стоимости, которое никто из ученых до Адама Смита не превзошел. В «Поли­тической анатомии Ирландии» он подошел к стоимости как произ­водному земли и труда и соотношение этих двух факторов назвал важнейшей проблемой политической экономии. Что стоимость определяется трудом, затраченным на производство, и только им, Петти говорит в «Трактате о налогах и сборах»; он - автор знаме­нитой формулы: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля - его мать». По мнению К. Маркса, эта концепция Петти - гениальное заблуждение. Гениальное - потому, что здесь заложе­ны основы трудовой теории стоимости и подмечено участие в со­здании стоимости природного фактора. Заблуждение - потому, что здесь земля наряду с трудом выступает источником стоимости.

Петти различает цену и стоимость. Цена - это так называемая политическая цена; стоимость Петти называет естественной це­ной. При исследовании цен он брал не случайные рыночные цены, а среднюю, или естественную, цену, под которой понимал сто­имость. Если на производство товаров затрачено одно и то же количество труда, то и стоимость этих товаров равна. «Если кто-нибудь может добыть из перуанской почвы и доставить в Лондон одну унцию серебра в то же самое время, в течение которого в состоянии произвести один бушель хлеба, то первая представляет собой естественную цену другого».

Трактат «Политическая арифметика», написанный в 1676 г., Петти не решался опубликовать, поскольку его экономические идеи все более приобретали антифранцузский политический ха­рактер, а союз с Францией являлся основой внешней политики Карла П. Но трактат распространялся в списках, в 1683 г. без согласия У. Петти и под другим названием был издан анонимно. Полностью и под именем автора это произведение увидело свет только после Славной революции 1688-1689 гг. Издал его сын У. Петти - лорд Шелберн. Это сочинение У. Петти явилось пер­вой в истории работой, основанной на статистико-экономическом методе исследования.

В XVII в. статистики еще не было, и даже само это слово по­явилось в XVIII в. Практически кое-какие данные имелись только о налогах и внешней торговле; сведений о численности населения, его размещении, о половозрастном и профессиональном со­ставе было очень мало. Показатели об экономическом развитии - производстве, потреблении тех или иных основных товаров, дохо­дах населения не составлялись.

Поэтому заслугой У. Петти признается то, что он первым по­ставил вопрос о необходимости создания государственной статис­тики, статистической службы. Он наметил основные линии сбора данных, впервые произвел подсчеты национального богатства Англии. Он делал расчеты, сколько нужно в стране врачей и адво­катов, что теперь мы называем расчетами баланса рабочей силы.

Петти правильно определял заработную плату необходимы­ми средствами к жизни работника. И из этого следовал вывод о том, что стоимость, создаваемая рабочими, делится на три части:

Часть, которая идет на возмещение затраченных средств произ­водства (допустим, семян, если речь идет о производстве зерна);

Вторая часть, которая необходима для поддержания жизни ра­ботника и членов его семьи;

Третья часть - избыток, или чи­стый доход. Таким образом, если первые две части составляют необходимый продукт, то третья часть - прибавочный. Поэтому К. Маркс отмечал, что во взглядах У. Петти содержится догадка о прибавочной стоимости, которую он представляет как часть продукта, остающуюся после вычета издержек производства. Он понимал, что заработная плата и прибыль движутся в противопо­ложных направлениях. При одном и том же уровне производства повышение заработной платы возможно только за счет приба­вочной стоимости, и наоборот.

У. Петти первым дал понятие дифференциальной ренты не как дара земли, а как результата труда, как правильное определе­ние цены земли.

Петти является родоональником экономической теории, по­этому его взгляды еще не сложились в законченном виде. Он сме­шивал меновую и потребительную стоимость, не различал абст­рактный и конкретный труд. Под влиянием меркантилизма счи­тал, что стоимость создает только труд, затраченный на производ­ство золота и серебра. Не дошел до осознания категории рабочей силы, а поэтому не понял, что труд - это процесс, который нельзя продать, ведь продается рабочая сила, т.е. способность к труду. Неправильным у У. Петти было признание земельной ренты все­общей формой прибавочной стоимости, из которой он выводил процент. Это объяснялось тем, что в XVII в. земля была основным объектом приложения человеческого труда.

Работа У. Петти «Разное о деньгах» высоко была оценена К. Марк­сом, который считал ее настоящим шедевром по содержанию и по форме. Написана она в форме 32 вопросов и кратких ответов. Здесь заложена основа научной теории денег. В течение последующих двух столетий теория денег и кредита развивалась во многом в рам­ках тех идей, которые У. Петти изложил в этом труде.

Знакомство с творчеством первых авторов классической политической экономии в лице У. Петти (Англия) и П. Буагильбера (Франция) целесообразно предварить двумя высказываниями известных ученых-экономистов, проливающими свет на основной замысел данного и ряда последующих структурных подразделов настоящего учебника.

Одно из них принадлежит Ш. Жиду и Ш. Ристу и суть его сводится к следующему: те, кого относит к «классической школе», должны оставаться верными принципам, завещанным первыми учителями экономической науки, стараясь наилучшим образом доказать, развить или даже исправить их принципы, но «не изменяя в них того, что составляет их существо».

Другое высказывание, принадлежащее М. Фридмену, указывает экономистам на то, что процесс формирования экономической науки надо обсуждать не в логических, а психологических категориях и не по «трактатам о научном методе», а «по автобиографиям и биографиям», стимулируя этот процесс «с помощью афоризмов и примеров».

Экономическое учение У. Петти

Уильям Петти (1623-1687) — основоположник классической политической экономии в Англии, изложивший свои экономические взгляды в произведениях, опубликованных в 60-80-е гг. XVII в. По словам К. Маркса, У. Петти — «отец политической экономии гениальнейший и оригинальнейший исследователь — экономист».

Он родился в г. Ромси, что на юге Англии, в семье суконщика. В детстве в годы учебы в городской школе изучаемые дисциплины и особенно латынь постигал с заметной легкостью. В 14 лет, не восприняв отцовского ремесла, ушел из дома, нанявшись юнгой на корабль. Уже через год волею случая из-за перелома ноги был высажен с корабля на ближайшем берегу, которым оказался север Франции. На чужбине, благодаря знанию латыни, юный У. Петти был принят в Капский коллеж, обеспечивавший слушателям полное материальное содержание. коллеже он овладел греческим и французским языками, математикой, астрономией.

Возвратившись в 1640 г. по окончании коллежа в Лондон, У. Петти не терял надежды продолжить свое образование. Зарабатывая на жизнь черчением морских карт, а затем службой в военном флоте, спустя три года 20-летний У. Петти покинул Англию для изучения медицины за границей. В Амстердаме и Париже прошли первые четыре года учебы, которую необходимо было сочетать с различными побочными заработками. Завершил медицинское образование У. Петти все же на родине, проучившись еще три года в Оксфордском университете.

В 1650 г. в 27 лет У. Петти получил степень доктора физики, стал профессором анатомии одного из английских колледжей. Но через год неожиданно для многих принял предложение занять должность врача при главнокомандующем английской армией в Ирландии, и с этого времени жизнь скромного медика кардинально изменилась. Проявив завидную предприимчивость, по подсчетам самого У. Петти, ему удалось «заработать» 9 тыс. ф.ст. за обычный, казалось бы, правительственный подряд по подготовке им лично планов земельных участков для последующих замеров и составления карты покоренной Ирландии. Как выяснилось, У. Петти оформил на свое имя скупку земли на разных концах острова за всех тех офицеров и солдат, кто не мог или не хотел дождаться получения своего земельного надела.

Всего через 10 лег, в 1661 г., 38-летний интеллигент-разночинец был возведен в рыцарское звание, заслужил право именоваться сэром У. Петти. В дальнейшем положение состоятельного и практичного землевладельца в сочетании с пытливым умом и острой интуицией отразилось на новых занятиях У. Петти, связанных с описанием собственного видения экономической жизни общества и государства. В результате появились такие его произведения, как «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах» (1682) и др., в которых красной нитью прослеживается мысль о неприятии протекционистских идей меркантилистов.

Теория богатства и денег

В отличие от меркантилистов богатство , по мнению У. Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка. Именно в рассуждениях поданному поводу он высказал весьма популярное и в наши дни убеждение: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать».

Для увеличения богатства страны У. Петти полагал, что вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров» отдавать «в рабство», заставлять трудиться. Это в противовес меркантилистам означало, что богатство создается прежде всего трудом и его результатами, т.е. отрицалась «особая» роль денег в хозяйственной жизни. Поэтому, уточнял У. Петти, если какое-либо государство прибегает к порче монет, то это характеризует его упадок, бесчестное положение государя, измену общественному доверию к деньгам.

В развитие данной мысли У. Петти обращает внимание на бессмысленность и невозможность запрета вывоза денег. Подобное деяние государства равносильно, по его словам, запрету ввоза в страну импортных товаров. В этих и других суждениях У. Петти проявляет себя как сторонник количественной теории денег , демонстрируя понимание закономерности о количестве денег, необходимом для обращения. Однако в то же время очевидна и его упрощенческая позиция по поводу роли денег в экономике. С одной стороны, количественная теория денег действительно показала, что «деньги сами по себе не конституируют богатства», с другой же — У. Петти, а затем другие авторы классической политической экономии не поняли, что эта теория, говоря словами М. Блауга, «вела к игнорированию взаимосвязи между товарным и денежными рынками, проистекающей от функции денег как средства сохранения ценности».

Вот почему справедливая во многом критика меркантилизма сопровождается в трудах У. Пегги и некоторыми тенденциозными соображениями. Он, например, совершенно предвзято отрицает участие торговли и торгового капитала в создании национального богатства, настаивая даже на сокращении значительной части купцов. Последних У. Петти сравнивает с «игроками», занятыми распределением «крови» и «питательных соков» государства, под которыми имел в виду продукцию сельского хозяйства и промышленности.

Теория стоимости

Неприятие меркантилистских идей отразилось в творчестве У. Петти не только в связи с характеристикой сущности богатства и путей его приумножения, но и в попытках выявить природу происхождения стоимости товаров, а также причин, влияющих на уровень их ценности на рынке. Трактовки, предложенные им в данной связи, впоследствии позволили признать его первым автором трудовой теории стоимости, ставшей одним из главных признаков классической политической экономии в целом.

В одной из них говорится, что стоимость товара создается трудом по добыче серебра и является его «естественной ценой»; стоимость же товаров, выясненная приравниванием к стоимости серебра, является их «истинной рыночной ценой». Другая гласит: стоимость товара обусловлена участием в ее создании труда и земли. Как видим, у У. Петти в основе цены товара в каждой из трактовок ее сущности лежит затратный, т.е. тупиковый, подход.

Теория доходов

Теперь рассмотрим положения, высказанные У. Петти по поводу доходов рабочих и собственников денежного капитала и землевладельцев. Многие из них послужили основой для теоретических изысканий последующими представителями «классической школы». Например, следуя У. Петти, заработная плата характеризовалась и Д. Рикардо и Т. Мальтусом как цена труда рабочего, представляющая минимум средств для существования его и его семьи.

У. Петти, в частности, утверждал: «Закон должен был бы обеспечивать рабочему только средства к жизни, потому что если ему позволяют получать вдвое больше, то он работает вдвое меньше, чем мог бы работать и стал бы работать, а это для общества означает потерю такого же количества труда». Однако здесь представляется уместным привести следующее замечание В. Леонтьева: «Ссылка на то, что ни один рабочий не торговался из-за реальной заработной платы — даже если это и так, — совершенно ничего не доказывает, так как, торгуясь за свою заработную плату в денежном выражении, работник может в действительности руководствоваться в своих действиях реальной покупательной способностью дохода».

Доходы предпринимателей и землевладельцев охарактеризованы У. Петти посредством унифицированного им по существу понятия «рента». В частности, называя рентой с земли разницу между стоимостью хлеба и издержками на его производство, он подменял такое понятие, как прибыль фермера. В другом примере, рассматривая суть происхождения ссудного процента, У. Петти вновь прибегает к упрощению, заявив, что этот показатель должен быть равен «ренте с такого-то количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности».

Еще в одном примере У. Петти ведет речь об одной из форм проявления земельной ренты, обусловленной местоположением земельных участков и рынка. При этом он заключает, что поблизости населенных мест, для пропитания населения которых нужны большие районы, земли не только приносят более высокую ренту, но и стоят большей суммы годичных рент, чем земли совершенно такого же качества, но находящиеся в более отдаленных местностях. Тем самым У. Петти затронул еще одну проблему, связанную с определением пены земли. Однако и здесь ученый довольствуется только поверхностной характеристикой, утверждая следующее: «Почти всегда одновременно живут только три члена непрерывного ряда нисходящих потомков. Поэтому, — заключает У. Петти, — я принимаю, что сумма годичных рент, составляющая стоимость данного участка земли, равна естественной продолжительности жизни трех таких лиц. У нас в Англии эта продолжительность считается равной двадцати одному году. Поэтому и стоимость земли равна приблизительно такой же сумме годичных рент».

В то же время подход У. Петти к определению цены земли имеет отдельные достоинства, заложенные в его идее о взаимосвязи ссудного процента и ренты с земли за год. На это указывал еще К. Маркс. В известном смысле похожие суждения мы встречаем и у Й. Шумпетера, который писал: «Ни один капиталист, если он руководствуется сугубо деловыми соображениями, не может оценивать земельный участок ни выше и ни ниже той суммы денег, которую может принести ему процент, равный ренте с данного участка. Если бы земля была дороже, ее нельзя было бы продать. Если бы земля стоила дешевле, то между привлеченными избыточным доходом капиталистами возникла бы конкуренция, которая и подняла бы цену до прежнего уровня. Вместе с тем ни один земельный собственник, если только он не находится в стесненных обстоятельствах, не уступит свой участок дешевле той суммы денег, процент которой равняется чистой ренте с него. Но он не сможет получить и больше этой суммы, так как капиталисту, выразившему согласие уплатить такую сумму, сразу же будет предложено множество земельных участков».