Ошибки при получении разрешения на строительство. Внесение изменений в разрешение на строительство

Разрешение на строительство – бумага, которая имеет юридическую силу и подтверждает, что переданная на проверку документация по проекту соответствует действующим требованиям. Наличие на руках разрешения открывает застройщику пути для начала работ по возведению объекта. Но практика показывает, что не всегда у строительной компании проходит все гладко. При определенных нарушениях уполномоченная инстанция дает отказ в выдаче разрешения на строительство. Чем он вызван? Что делать в такой ситуации? Может ли помочь в решении вопроса судебная инстанция?

По законодательству застройщик обязан получать разрешение при возведении крупных объектов – гидротехнических сооружений, сооружений космической инфраструктуры, зданий, возводимых (реконструируемых) в пределах природоохранной территории и так далее. Вопрос выдачи документа решается в одной из уполномоченных структур, среди которых:

  • Федеральный орган (если возведение объекта планируется на наделах земли двух и более субъектов РФ).
  • Структура исполнительной власти на местах (субъекта РФ). Такие организации подключаются в случае, когда сооружение возводится (реконструируется) на участке двух или большего числа региональных образований.
  • Орган местного управления – если речь идет о возведении (капремонте) объекта, находящегося на участке двух и более поселений.

После получения заявления на предъявление разрешения инстанция проводит следующие работы:

  • Проверяет, насколько предоставленные документы соответствуют законодательству и требуемому перечню. При наличии нарушений уже на этом этапе проверяющий орган может признать несоответствие бумаг и дать отказ в предъявлении разрешения (об этом ниже).
  • Проводится проверка, насколько план участка и проект соответствуют требованиям градостроительной схемы земельного надела.
  • Передается разрешение, позволяющее начать процесс возведения объекта, или выдается отказ в предоставлении такового.

С первого взгляда все прозрачно. Но в практической сфере решение об отказе часто является незаконным. В такой ситуации единственный выход – оспаривание решения уполномоченного органа и подача иска в суд. Но при подаче иска стоит придерживаться утвержденной формы и постараться лично проанализировать основания, ставшие причиной отказа.

В каких случаях возможен отказ?

Чтобы понять, законным или незаконным является отказ уполномоченной структуры, стоит знать варианты, при которых такое развитие ситуации является возможным. Итак, основания могут быть следующими:

1. При выдаче разрешения на возведение объекта заявители часто допускают серьезные ошибки, что вынуждает уполномоченные органы возвращать бумаги для корректировки. Одна из главных причин – отсутствие соответствующих прав у застройщика (заявителя) на получение рассматриваемой бумаги. Так, по законодательству в роли заявителя может выступать только застройщик (физическое или юрлицо), осуществляющее строительство (восстановление) объекта на определенном земельном участке.

Но это лишь одна из причин отказа. На самом же деле их может быть еще несколько:

  • Возводимое сооружение находится в полном или частичном несоответствии с требованиями градостроительного плана в отношении надела земли. Если речь идет о возведении (восстановлении) линейного объекта, то отказ возможен при несоответствии нормам проекта межевания и планировки участка. К слову, большая часть исков подается именно в случае таких пояснений уполномоченных структур.
  • Возводимый объект капстроительства не соответствует тем нормам и требованиям, которые указаны в разрешении на возведение объекта.
  • Параметры возводимого (восстанавливаемого) здания не соответствуют тем показателям, которые прописаны в рабочем проекте.
  • Застройщик частично или в полном объеме не выполнил требования ГрК РФ, а именно указания, прописанные статье 51, части 18.

Стоит отметить, что упомянутый список оснований для отказа является полным. Если же уполномоченная структура отказывает по какой-либо иной причине, то такое решение является незаконным. При этом застройщик имеет право подать иск в суд и оспорить отказ в утвержденном на законодательном уровне порядке. Главное, чтобы перед глазами была форма составления документа. В противном случае есть вероятность неприятия иска уже судебной инстанцией.

2. На этапе предоставления госуслуги. Бывают ситуации, когда застройщик обращается за разрешением на строительство, но ему отказывают уже на этапе предоставления услуги. Причины чаще всего в следующем:

  • Если речь идет о выдаче разрешения, то отказ может быть обусловлен отсутствием права у заявителя на получение соответствующей услуги, передача неполного пакета или несоответствующих бумаг действующим требованиям.
  • При продлении разрешения отказ может быть обусловлен отсутствием у обратившейся стороны права на получение услуги, а также в случае отсутствия начала строительных работ до завершения срока передачи заявления о продлении периода действия разрешения на возведение объекта.

Если приводятся иные причины отказа, то решение также является незаконным. Но в вопросе предоставления госуслуги нарушения встречаются редко.

Что делать в случае отказа?

Если уполномоченная структура отказала в выдаче разрешения, то есть два пути:

  • Устранить имеющиеся недостатки и попытаться получить разрешение повторно.
  • Подать иск в суд по существующей форме и потребовать признания такого решения незаконным.

Если выдающая разрешение структура действовала на законных основаниях, а обоснование отказа выполнено с учетом норм законодательства, то застройщику остается только один путь – исправить существующую ситуацию. Но что делать, если решение явно противоречит закону или же объяснение уполномоченной структуры носит слишком «размытый» характер? В таком случае застройщик (заявитель) вправе подать иск, форма которого подразумевает включение в документ следующей информации:

  • Адресат судебной инстанции, в которую подается иск. Здесь точно прописывается не только название суда, но и город, индекс, улица и дом.
  • ФИО заявителя, его контактный номер телефона, а также фактический адрес, по которому проживает лицо.
  • Данные о заинтересованном лице. Иск в обязательном порядке должен содержать наименование органа, действия которого подлежат обжалованию. Также указывается юридический адрес второй стороны (если он известен).
  • Пояснение ситуации. Далее заявитель должен изложить ситуацию – указать место нахождения участка, особенности возводимого здания, название отказавшей организации и указать причины, по которым заявление было отклонено. Чем больше информации содержит иск, тем выше вероятности его принятия судом. Если имеют место дополнительные обстоятельства, то они также должны быть изложены.
  • Просьба признать решение определенного органа незаконным. Здесь же стоит указать номер документа и дату его выдаче. Не лишним будет продублировать адрес здания, разрешение на строительство которого не было выдано уполномоченным ураном. Далее в иске приводится требование к уполномоченной структуре выдать разрешение на строительство объекта по определенному адресу.
  • Приложение. Далее существующая форма подразумевает приложение минимального пакета документов – копии заявления и паспортов заявителя, копии документов, которые подтверждали бы доводы заявителя, и копию отказа.

Итоги

Отказ в выдаче разрешения – еще не основание опускать руки и прекращать строительство. Что делать в такой ситуации, рассмотрено выше. При этом не стоит оформлять исковое заявление в суд. Если правда за застройщиком и форма документа соблюдена, то вероятность выигрыша высока.

Образец разрешения на строительство дома

Скачать форму заявления на выдачу разрешения на строительство

Где получить разрешение на строительство?

Разрешение на строительство выдается федеральным органом исполнительной власти , органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией . В Москве и Новой Москве - это Мосгосстройнадзор, в Московской области - Администрация района.

Отступы от границ участка до жилого дома и других строений

При организации строительства на определённом земельном участке, как правило, Вам нужно будет учесть множество различных правил и норм, предусмотренных официальными законодательными актами. Подобные нормы включают в себя множество нюансов строительства, включая также и конкретные значения расстояний, которые необходимо выдерживать между границами самого участка земли и границами возведённых на нём объектов, а также расстояния между самими объектами.

  1. Так называемая красная линия - начало дороги, проезда, - должна находиться на дистанции не меньше 5 метров от дома либо хозяйственных построек.
  2. Минимальное расстояние от красной линии участка до дома составляет 3 метра. Минимум до границ от соседнего участка - также 3 метра, но при учёте минимальных расстояний между домами, исходя из правил противопожарной безопасности. Расстояние от окон в жилом доме до любых построек должно равняться или превышать 6 метров.
  3. Различные хозпостройки, такие как сарай, гараж, баня и прочее, могут находиться на расстоянии 1 метр или больше от границ соседнего участка.
  4. Постройки, возведённые для скота или птиц либо ствол высокорастущего дерева - не менее 4 метров до границ соседнего участка. Низкорастущего дерева - не менее 2 метров.
  5. Расстояния от фундамента здания до начала инженерных коммуникаций:
  • водопровод и напорная канализация- 5 метров;
  • газопроводы горючих веществ низкого давления - 2 метра, среднего - 4 метра, высокого - 7-10 метров.
  • силовые кабели любого напряжения, кабели связи - 0.6 метра;
  • тоннели для коммуникаций и каналы - 2 метра;
  • теплосети (в соответствии с СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети».

В соответствии правилам противопожарной безопасности, два жилых дома должны находиться на определённом расстоянии друг от друга. Значения расстояния зависит от тех материалов, из которых построены дома. При этом находятся ли строения на одном участке или на разных, не имеет значения.

Если речь идёт о каменных (бетонных, кирпичных) домах, с бетонными перекрытиями, расстояние между ними должно составлять 6-10 метров. Между кирпичными (каменными или бетонными) домами с деревянными перекрытиями - 8-10 метров. Между деревянными и сборными домами должно выдерживаться расстояние в 10-15 метров.

Также установлены обязательные расстояния от жилого дома до различных инженерных объектов:

  • без давления - 10 метров;
  • с высоким давлением - 15 метров.

Существуют специальные документы (СНиП 2.07.01-89* Градостроительство и другие), которыми регламентируются требования по минимальным отступам строений, сооружений и зданий от границ участка земли.

Если вы планируете или уже ведёте строительство жилого дома на своём участке, а также иных построек наиболее надёжным способом правильно учесть и рассчитать все необходимые расстояния в полном соответствии требованиям действующего законодательства, будет обратиться за профессиональными консультациями и услугами по оформлению документов к специалистам в данной области.

Много лет работая в этой сфере, специалисты нашей компании имеют обширный опыт по части всех тонкостей и нюансов подобных задач при планировании размещения различных объектов на участке. Профессиональный подход к вопросу даст возможность избежать многих ошибок, и, соответственно, - значительно сэкономить Ваши средства и время в будущем.

Специалисты нашей компании много лет работают в этой сфере и имеют обширный опыт, что позволяет учесть все требования законодательства при планировании размещения на участке различных объектов.

Минимальная площадь участка для получения разрешения на строительство

Для земель, имеющих различное назначение, в каждом отдельном районе местные органы самоуправления устанавливают минимальные и максимальные лимиты по размерам участков. Поэтому, минимальная площадь земельного участка для того, чтобы получить разрешение на строительство , также устанавливается местными административными органами. В каждом отдельном районе установлены свои параметры минимальной и максимальной площади участков, предназначенных для ИЖС.

Во многих ситуациях подобным ограничением выступает не столько сама площадь участка, сколько процент его застройки, то есть соотношение площади жилого дома к площади участка.

В большинстве случаев возможность получить разрешение на строительство жилого дома на участке определённой площади, будет зависеть от площади планируемого проекта дома, так как в первую очередь должны выполняться все требования касательно отступов от границ вашего участка и границ соседнего, которые чётко регламентированы в соответствующих законодательных актах градостроительства.

Также минимальная площадь устанавливается для конкретных жилых помещений, комнат планируемого здания. Такие параметры необходимо уточнять в каждом конкретном случае в местной архитектуре, где планируется последующая регистрация дома. В соответствии с размерами планируемого к строительству дома, определяется и минимальная площадь самого участка, с которой вы сможете получить разрешение на строительство и в последствие - оформить дом в собственность.

Специалисты нашей компании всегда помогут Вам получить все необходимые сведения и оформить нужную документацию для получения разрешения на строительство на вашем участке, в соответствии с установленными в вашем регионе нормами.

Разрешение на строительство таунхаусов

Без получения разрешения на строительство, как сам процесс возведения, так и будущее здание на земельном участке будет незаконным. Это в полной мере относится и к такому виду недвижимости как таунхаусы. Таунхаус является объектом капитального строительства, поэтому собственник земельного участка обязан получить соответствующее разрешение на строительство таунхауса.

Разрешение на строительство определяет право застройщика начать процесс возведения здания, а также определяет полное соответствие имеющейся документации по проекту с имеющейся планировкой конкретного участка. Вся информация, касающаяся получения разрешения на строительство содержится в Градостроительном кодексе РФ. Однако, чтобы полностью разобраться во всех тонкостях и нюансах, собрать всю требуемую документацию, Вам понадобится определённое количество времени, средств и усилий. Тем не менее, не стоит думать, что разрешение на строительство в случае с таунхаусом получать не обязательно. В таких случаях незаконно возведённое строение будет подлежать сносу, а инициатор застройки будет привлечён к административной ответственности.

Необходимое разрешение на строительство, при наличии и правильном оформлении всей требуемой для этого документации, можно получить в местных органах самоуправления, относящихся к вашему району. Это прежде всего правоустанавливающие документы на участок, документы удостоверяющие личность, заявление на получение разрешение с чётким описанием целей дальнейшего использования земли и некоторые другие документы.

Для того, чтобы сэкономить массу собственного времени, усилий и средств, наиболее оптимальным решением будет обратиться за помощью к профессионалам, имеющим значительный опыт в решении подобных задач. Высококвалифицированные специалисты нашей компании всегда помогут вам получить разрешение на строительство для таунхауса, выполнив работу точно в указанные сроки, предварительно подготовив всю необходимую документацию и обратившись в соответствующие организации.

Вы гарантированно получите необходимое разрешение на строительство , не допуская возможных ошибок, не тратя уйму времени на самостоятельное детальное изучение множества нюансов и особенностей подобных вопросов, уделив максимум внимания другим вашим делам, либо непосредственной подготовкой к строительству.

Причины отказов в получении разрешения на строительство

В процессе оформления различных документов, требующихся, чтобы получить разрешение для строительства , следует всегда учитывать те возможные причины отказа в выдаче вам данного разрешения, чтобы не допускать соответствующих ошибок.

Местные самоуправляющие органы, наделённые полномочиями по выдаче разрешения на начало строительства , могут отказать в этом из-за отсутствия определённых документов, которые предусмотрены ст. 51 ч. 7 и ч. 9 в Градостроительном кодексе, либо из-за несоответствия предоставленной вами документации основным требованиям по градостроительному плану участка. Кроме того, документы также должны соответствовать требованиям касательно допустимых отклонений от параметров пределов, разрешённых в процессе реконструкции зданий или их строительства.

Соответственно, основные причины, по которым вам могут дать отказ в выдаче разрешений на строительство - это либо несоответствие некоторых параметров участка по факту и требуемых параметров по установленным стандартным значениям, либо неправильное, неполное оформление требуемых документов. Вам могут отказать, если в вашем распоряжении не будет какого-либо из стандартных документов, предусмотренных градостроительным кодексом, регламентирующими правилами и нормами от различных организации, от органов контролирующих выполнение требований противопожарной безопасности до экологической экспертизы.

Если вы хотите получить определённые гарантии в успехе запланированных мероприятий по строительству на вашем участке, вы всегда можете обратиться в специализированную компанию, профессиональные сотрудники которой помогут вам правильно собрать и оформить все документы, которые потребуются, в установленном порядке и ровно в срок.

За годы работы в соответствующей сфере, наши квалифицированные специалисты наработали большой опыт в процессе разрешения тех или иных вопросов и нюансов, связанных с получением необходимых разрешений. Вам же останется лишь непосредственно готовиться к началу строительства, поручив все операции по документам компетентным доверенным лицам.

  • II. Стандарт предоставления государственной услуги
    • 2.2. Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу
    • 2.3. Описание результата предоставления государственной услуги
    • 2.5. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги
    • 2.6. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме
    • 2.7. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме
    • 2.8. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
    • 2.9. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги
    • 2.10. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги
    • 2.11. Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги
    • 2.12. Порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, включая информацию о методике расчета размера такой платы
    • 2.13. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги
    • 2.14. Срок и порядок регистрации заявления о предоставлении государственной услуги
    • 2.15. Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления таких услуг
    • 2.16. Показатели доступности и качества государственной услуги, в том числе количество взаимодействий заявителя с должностными лицами при предоставлении государственной услуги и их продолжительность, возможность получения государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий
    • 2.17. Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме
  • III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме
    • 3.1. Прием заявления о выдаче разрешений на строительство
    • 3.2. Проверка соответствия заявления и представляемых документов требованиям настоящего Административного регламента
    • 3.3. Формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги
    • 3.4. Рассмотрение заявления и представленных документов по существу
    • 3.7. Размещение сведений о земельных участках, на которых планируется осуществление строительства или реконструкции объектов капитального строительства в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
  • IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги
    • 4.2. Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги
    • 4.3. Ответственность должностных лиц за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги
    • 4.4. Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
  • V. Порядок досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) и/или решений, осуществляемых и принятых Роснедрами и территориальными органами Роснедр в ходе предоставления государственной услуги
  • Приложения
    • Приложение 1. СВЕДЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОСНЕДР
    • Приложение 3. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОбразецШТАМПА ДУБЛИКАТА РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
  • Действует Редакция от 25.06.2012

    Наименование документ ПРИКАЗ Минприроды РФ от 25.06.2012 N 162 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВО ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИЯ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ, ПРЕДОСТАВЛЕННОМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ НЕДР И НЕОБХОДИМОМ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧАСТКАМИ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ)"
    Вид документа приказ, регламент
    Принявший орган минприроды рф
    Номер документа 162
    Дата принятия 11.11.2012
    Дата редакции 25.06.2012
    Номер регистрации в Минюсте 25636
    Дата регистрации в Минюсте 09.10.2012
    Статус действует
    Публикация
    • "Российская газета", N 251, 31.10.2012
    Навигатор Примечания

    ПРИКАЗ Минприроды РФ от 25.06.2012 N 162 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВО ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИЯ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ, ПРЕДОСТАВЛЕННОМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ НЕДР И НЕОБХОДИМОМ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧАСТКАМИ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ)"

    3.9. Исправление технических ошибок в разрешении на строительство

    100. Основанием для начала административной процедуры является поступление в Роснедра или его территориальный орган заявления об исправлении технической ошибки (описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки) в сведениях, указанных в разрешении на строительство, допущенной Роснедрами или его территориальным органом при выдаче разрешения на строительство (далее - техническая ошибка).

    101. При обращении об исправлении технических ошибок заявитель (его уполномоченный представитель) представляет:

    Заявление об исправлении технических ошибок;

    Документы, имеющие юридическую силу, свидетельствующие о наличии в разрешении на строительство технической ошибки и содержащие правильные данные;

    Выданное Роснедрами или его территориальным органом разрешение на строительство, в котором содержится техническая ошибка.

    Заявление об исправлении технической ошибки в сведениях, указанных в разрешении на строительство, подается заявителем (его уполномоченным представителем) лично, либо почтовым отправлением (в том числе с использованием электронной почты), либо через единый портал государственных и муниципальных услуг.

    102. Должностное лицо, осуществляющее прием заявлений об исправлении технических ошибок, регистрирует заявления и передает их уполномоченному должностному лицу для принятия решения об исправлении технических ошибок.

    Уполномоченное должностное лицо рассматривает заявление об исправлении технических ошибок и представленные заявителями или иными заинтересованными лицами документы и принимает решение об исправлении технических ошибок путем проставления письменной резолюции о внесении соответствующих изменений в разрешении на строительство.

    103. Срок выдачи разрешения на строительство с исправленными техническими ошибками не может превышать 5 дней с момента регистрации заявления.

    104. Исправленное разрешение на строительство выдается в строгом соответствии с реквизитами второго экземпляра разрешения на строительство, находящегося в архиве Роснедр или территориального органа Роснедр, выдавшего разрешение на строительство.

    105. Должностное лицо Роснедр, территориального органа Роснедр, ответственное за выдачу разрешения на строительство с исправленными техническими ошибками, не позднее 5 дней, следующих за днем регистрации поступившего заявления, если оригинал разрешения на строительство, в котором содержится техническая ошибка, не был представлен заявителем (его уполномоченным представителем) ранее, вручает разрешение на строительство с исправленными техническими ошибками заявителю либо его уполномоченному представителю лично под роспись с изъятием у заявителя (его уполномоченного представителя) оригинала разрешения на строительство, в котором содержится техническая ошибка, или направляет в адрес заявителя почтовым отправлением с уведомлением или посредством использования электронной почты письмо о возможности получения разрешения на строительство с исправленными техническими ошибками при предоставлении в Роснедра или территориальный орган Роснедр оригинала разрешения на строительство, в котором содержится техническая ошибка.

    В случае, если оригинал разрешения на строительство, в котором содержится техническая ошибка, был представлен заявителем (его уполномоченным представителем) ранее, должностное лицо Роснедр, территориального органа Роснедр, ответственное за выдачу разрешения на строительство с исправленными техническими ошибками, не позднее 5 дней, следующих за днем регистрации поступившего заявления, вручает разрешение на строительство с исправленными техническими ошибками заявителю либо его уполномоченному представителю лично под роспись или направляет его в адрес заявителя почтовым отправлением с уведомлением.

    Датой выдачи разрешения на строительство с исправленными техническими ошибками считается дата его отправления заявителю почтовым отправлением с уведомлением или дата отправления заявителю посредством использования электронной почты или почтовым отправлением с уведомлением письма о возможности получения разрешения на строительство с исправленными техническими ошибками, при предоставлении в Роснедра или территориальный орган Роснедр оригинала разрешения на строительство, в котором содержится техническая ошибка.

    Оригинал разрешения на строительство, в котором содержится техническая ошибка, после выдачи заявителю (его уполномоченному представителю) разрешения на строительство с исправленными техническими ошибками не подлежит возвращению заявителю (его уполномоченному представителю).

    Ситуация: с вопросом о последствиях отмены разрешения на строительство в VERDICTO обратился один из наших постоянных Клиентов. Выданное в установленном порядке разрешение на строительство, было отменено в результате прокурорской проверки. В предписании прокуратуры, адресованной Администрации района Московской области, было указано, что здание возводится с нарушением строительных норм. Следовательно, разрешение следует «отозвать». Администрация, исполняя предписание городской прокуратуры, отменила разрешение на строительство и уже была готова обратиться в суд с иском о сносе объекта. Но клиент обратился к нам.

    Вопрос: Что делать, если администрация района отменила разрешение на строительство?

    Ответ: Главное правило - приостановить строительство объекта. Обжаловать решение об отмене разрешения на строительство в суде (срок 3 месяца).

    Обоснование ответа: Согласно статье 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство является документом, удостоверяющим право застройщика осуществлять создание или реконструкцию недвижимости, а также подтверждает соответствие проекта требованиям градостроительного плана земельного участка (Далее – ГПЗУ). Как мы уже указывали ранее в других справочных статьях, размещенных на сайте Verdicto, осуществление строительства без разрешения ведет к признанию постройки самовольной.

    Все же иногда разрешение на строительство отменяют, когда стройка уже идет полным ходом. Такие ситуации, к сожалению, возникают не редко. Орган, выдавший разрешение на строительство, может отменить его по результатам осуществления муниципального надзора, руководствуясь представлением прокуратуры, или на основании акта проверки Госстройнадзора, которым установлены нарушения градостроительных и строительных норм и правил. Так произошло в случае с ООО «Атон»: разрешение на строительство было отменено по результатам проверки Инспекции Тульской области по государственному строительному надзору (см. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014 г. по делу № А68-3435/13). Впоследствии решение Администрации города Тулы было отменено, но это потребовало от ООО «Атон» обращения в арбитражный суд (см. дело № А68-2908/2013).

    В случае отмены разрешения на строительство (реконструкцию) продолжать ведение строительных работ категорически запрещается! Это повлечет за собой признание возведенного или реконструированного объекта самовольной постройкой. Такая правовая позиция отражена в Апелляционном определении Смоленского областного суда от 10.02.2015 г. по делу № 33-455/2015. В частности, в определении сказано следующее: «…суд исходил из того, что возведенное истцом верхнее строение магазина "Российский продукт" является самовольной постройкой, поскольку истец продолжал строительные работы, когда разрешение на строительство было отменено…».

    Отмена разрешения не означает, что уже построенный объект является самовольным. Аналогичного мнения придерживался Высший арбитражный суд Российской Федерации, вынося Определение от 17.11.2010 № ВАС-12369/10 по делу № А51-5040/2009. Коллегия судей в составе председательствующего судьи Борисовой Е.Е., судей Куликовой В.Б., Медведевой А.М. указали, что «…последующая отмена разрешения на строительство объекта капитального строительства в административном порядке само по себе не влечет за собой признание недвижимого имущества, возведенного в соответствии с таким разрешением, самовольной постройкой…». Такая правовая позиция получила свое развитие и в пункте 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 г. № 143. Однако Президиум указал, что постройка, разрешение на строительство (реконструкцию) которой было отменено, не будет признана самовольной только в случае, когда отсутствуют иные основания для признания ее таковой (см. ст. 222 ГК РФ).

    Что же делать застройщику?

    Алгоритм действий зависит от конкретных обстоятельств дела. Однако, оценивая обстановку, нужно ответить на следующие вопросы:

    1. Было ли фактически завершено возведение объекта (его реконструкция) к моменту отмены разрешения на строительство;
    2. На законных ли основаниях оно было отменено;
    3. Все ли документы, которые нужны для строительства/реконструкции объекта, имеются на руках (инженерные изыскания, проект, ГПЗУ и пр.);
    4. Допущены ли при строительстве нарушения строительных норм и правил.

    Если выяснится, что отмена разрешения на строительство произошла с нарушением закона, необходимо обжаловать такое решение в суде. Решение суда, вынесенное в пользу застройщика, будет основанием для продолжения строительства. Срок на обжалование действий органов государственной власти – 3 месяца.

    Если же решение было вынесено на законных основаниях, все зависит от степени готовности объекта и наличия нарушений, допущенных при строительстве. Собственник может зарегистрировать право собственности на объект незавершенного строительства в Росреестре. А в случаях, когда для регистрации нет необходимого комплекта документов или имеются иные препятствия, необходимо признавать право собственности на объект в судебном порядке.

    Для выбора способа защиты своего права необходима грамотная консультация юриста и тщательная подготовка к суду. Только деликатное и щепетильное отношение к делу поможет исправить ситуацию. Напротив, поверхностный подход только навредит.