Учет бюджетных и денежных обязательств (Швыткина Т.В.). Разъяснения минфина по отражению в учете отдельных операций, связанных с расчетами с работниками учреждения 500 счета в бюджетном учреждении

В связи с проводимой в Российской Федерации бюджетной реформой с 2011 года все государственные (муниципальные) учреждения (независимо от их правового статуса) должны организовывать бухгалтерский (бюджетный) учет в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, утвердившим Единый план счетов и Инструкцию по его применению (далее — Инструкция N 157н). При этом бюджетный учет казенными учреждениями ведется на основании Инструкции N 162н*(1).

Счет 101: какие объекты учреждение может отразить в 2018 году по кадастровой стоимости

В статье рассмотрены установленные этими документами особенности организации и ведения бюджетного учета основных средств казенными учреждениями.

Учет операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам, осуществляется на счете 101 00 "Основные средства", который включен в состав счетов раздела II "Нефинансовые активы" Инструкции N 157н. Следовательно, положения указанного раздела применимы при организации учета объектов основных средств. Рассмотрим некоторые из них в части, касающейся основных средств.

Счет 101 00 предназначен для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии объектов основных средств, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением) (п. 22 Инструкции N 157н). Причем под объектами основных средств следует понимать материальные объекты имущества со сроком полезного использования более 12 месяцев (независимо от их стоимости), предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ (оказании услуг), для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), а также объекты библиотечного фонда учреждения (за исключением периодических изданий) (п. 38 Инструкции N 157н).

Обратите внимание! В составе объектов основных средств не учитываются предметы, служащие менее 12 месяцев (независимо от их стоимости), а также материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам*(2), находящиеся в пути, числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений или готовой продукции (изделий), товаров (п. 39 Инструкции N 157н).

Переоценку стоимости объектов основных средств и капитальных вложений в них (за исключением имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну) учреждения проводят в соответствии с требованиями п. 28 Инструкции N 157н — по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Порядок переоценки устанавливается Правительством РФ. При этом переоценка основных средств, составляющих казну Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, осуществляется на дату совершения операции, а также на отчетную дату составления бюджетной отчетности в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией.

Результаты переоценки подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно: по состоянию на первое число текущего года результаты переоценки в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года не включаются, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Согласно п. 4, 5 Инструкции N 162н для учета операций с основными средствами применяются 3 группировочных счета, подразделенных на несколько аналитических счетов. Приведем их в таблице.

Номер счета Наименование аналитического счета
Счет 101 10 000 "Основные средства — недвижимое имущество"
101 11 000 Жилые помещения — недвижимое имущество учреждения
101 12 000 Нежилые помещения — недвижимое имущество учреждения
101 13 000 Сооружения — недвижимое имущество учреждения
101 15 000 Транспортные средства — недвижимое имущество учреждения
101 18 000 Прочие основные средства — недвижимое имущество учреждения
Счет 101 30 000 "Основные средства — иное движимое имущество"
101 31 000 Жилые помещения — иное движимое имущество учреждения
101 32 000 Нежилые помещения — иное движимое имущество учреждения
101 33 000 Сооружения — иное движимое имущество учреждения
101 34 000 Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения
101 35 000 Транспортные средства — иное движимое имущество учреждения
101 36 000 Производственный и хозяйственный инвентарь — иное движимое имущество учреждения
101 37 000 Библиотечный фонд — иное движимое имущество учреждения
101 38 000 Прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения
Счет 101 40 000 "Основные средства — предметы лизинга"
101 41 000 Жилые помещения — предметы лизинга
101 42 000 Нежилые помещения — предметы лизинга
101 43 000 Сооружения — предметы лизинга
101 44 000 Машины и оборудование — предметы лизинга
101 45 000 Транспортные средства — предметы лизинга
101 46 000 Производственный и хозяйственный инвентарь — предметы лизинга
101 47 000 Библиотечный фонд — предметы лизинга
101 48 000 Прочие основные средства — предметы лизинга

Читайте также:

Уважаемые пользователи программных продуктов 1С: Бухгалтерия государственного учреждения, редакция 2.0, редакция 1.0!

В связи с применением с 1 января 2018 г. Федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:

  • Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н);
  • Основные средства (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 257н);
  • Аренда (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 258н);
  • Обесценение активов (приказ Минфина России от 31.12.2016 N 259н)

31.03.2018 утверждены приказы Минфина России:

  • № 64н — о внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Приказ № 64н;
  • № 65н — о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 06.12.2010 N 162н;
  • № 66н — о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 16.12.2010 N 174н;
  • № 67н — о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Указанные приказы зарегистрированы Минюстом России 26 апреля 2018 г. По общему правилу, приказы вступают в силу с 8 мая 2018 г. Согласно пункту 2 указанных приказов приказы применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 года.

Приказом Минфина России от 27.12.2017 № 255н внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации – детализированы статьи КОСГУ по доходам и расходам.

Перечисленными выше документами в Единый план счетов бухгалтерского учета внесены существенные изменения. Изменения, в том числе, предполагают упразднение ряда синтетических счетов, применение новых синтетических счетов, изменение назначения счетов, что влечет перенос входящих остатков на новые счета.

В связи с поздним вступлением приказов в силу, помимо переноса входящих остатков, на новые счета необходим также перенос оборотов 2018 г.

В состав Плана счетов (ЕПСБУ) включены новые счета согласно приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н в редакции от 30.03.2018 № 64н, у счетов указана дата начала действия "01.01.2018". У счетов установлены признаки применения казенными, бюджетными и автономными учреждениями в соответствии с приказами № 65н, 66н, 67н.

У исключенных счетов указана дата окончания действия "31.12.2017".

Внимание!

Все операции по переносу остатков и оборотов 2018 г. следует осуществлять после завершения всех операций за период трансформации данных – с 1 января 2018 г. до даты перехода.

Существует 2 способа перехода:

1. Если дата перехода 01.06.2018, то перенос можно осуществлять только после ввода всех документов и завершения всех операций с января по май включительно:

  • после окончания ввода первичных и регламентных документов за май и предшествующие ему месяцы – переносятся обороты (по НФА и счетам расчетов), проверяются результаты переноса и ставится дата запрета редактирования – 31.05.18.
  • операции за июнь вводятся в программу уже по новым счетам и КОСГУ, в случае если на дату установки нового релиза за июнь уже были введены операции – их необходимо исправить вручную.

2. Если установить дату перехода 01.01.2018, то будут сформированы только входящие остатки на начало 2018г.

Всероссийский муниципальный форум

Следует учитывать, что перепроведению подлежат также регламентные документы по закрытию месяца, а также документы, в которые вошли результаты измененных проводок, например, Принятие к учету ОС и НМА, Принятие к учету материалов и аналогичные.

Важно!

Дату перехода на применение новой редакции плана счетов и, как следствие, способ трансформации оборотов 2018 г. – изменение существующих документов в хронологическом порядке с начала года или сторнирование и ввод новых датой перехода следует согласовать с учредителем.

С уважением, отдел консультационной поддержки

ООО «Компас бухгалтера»

Страница не найдена

Непроизведенные активы представляют собой объекты, используемые в процессе деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства.

К непроизведенным активам относятся:

— водные ресурсы,

— ресурсы недр,

— лесные ресурсы,

— биологические ресурсы,

— радиочастотный спектр,

— прочие.

Для отражения в бюджетном учете не произведенных активов предназначен счет 00 103 00 000 «Непроизведенные активы».

Обратите внимание!

Для того, чтобы бюджетные учреждения могли отразить в учете используемые в их деятельности непроизведенные ресурсы, они (учреждения) должны иметь установленные и законодательно утвержденные права собственности на указанные объекты.

Применение классификации к счетам 101, 105 и 40110180

На это указывает абзац 1 пункта 29 Инструкции №25н. Минфин Российской Федерации в Письме от 26 мая 2006 года №02-14-10а/1406 дает следующие разъяснения по вопросу:

«В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 года №25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и прочее) становятся объектом бюджетного учета в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот и учитываются на счете 010300000 «Непроизведенные активы».

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 20) государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. При этом юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что земельные участки входят в состав недвижимого имущества.

При этом государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не является основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету.

Таким образом, учитывая изложенное, отмечаем, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации имеется право распоряжения».

Непроизведенные активы отражаются в учете по их первоначальной стоимости.

В соответствии с положениями Инструкции №25н, первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение.

Исключением являются объекты непроизведенных активов, впервые вовлекаемые в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Под текущей рыночной стоимостью (по определению, приведенному в пункте 29 Инструкции №25н) понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Каждому объекту непроизведенных активов, поставленному на баланс бюджетного учреждения, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный порядковый инвентарный номер. Инвентарные номера непроизведенных активов используется в регистрах бюджетного учета, но не обозначается на самих объектах.

Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в Инвентарной карточке учета основных средств.

Учет операций по выбытию и перемещению объектов непроизведенных активов ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Поступление объектов непроизведенных активов оформляется

— Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001),

— Актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306031).

Пример 1.

Медицинское учреждение приобрело земельный участок для строительства нового лечебного корпуса стоимостью 500 000 рублей (Цифры в примере приведены условные, поскольку в зависимости от регионов и других условий, стоимость земли колеблется).

Операции по поступлению объектов непроизведенных активов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Окончание примера.

Выбытие объектов непроизведенных активов, находящихся на учете в учреждении, производится на основании

— Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003),

— Акта о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306033).

Пример 2.

Государственное образовательное учреждение в качестве вклада в уставный капитал организации передало земельный участок стоимостью 700 000 рублей.

Эта операция будет отражаться в учете следующей записью:

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов

Изменения в план счетов бухгалтерского учета

Приказом Минфина России от 07.05.2003 N 38н были внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Действует настоящий Приказ начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 г. Необходимость внесения изменений в План счетов вызвана прежде всего тем, что были приняты несколько Положений по бухгалтерскому учету:

ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы";

ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль";

ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений".

Кроме того, разработаны Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н. Данные ПБУ и Методические указания предусматривают новые счета и субсчета, которых в Плане счетов не было.

С выходом ПБУ 17/02 в разд.I "Внеоборотные активы" Плана счетов введены новые субсчета: к счету 04 "Нематериальные активы" — "По видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы", к счету 08 — субсчет 8 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ". Те расходы, которые подлежат применению в производстве продукции или используются для управленческих нужд, списывают со счета 08 в дебет счета 04, субсчет "Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы", а затем равномерно списывают со счета 04 в дебет счетов учета затрат (счет 20 или 26).

Если же результаты работ по НИОКР невозможно использовать в производстве продукции или для управления (не дали результатов), то такие расходы списывают сразу с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

В связи с изменением порядка учета расходов по НИОКР в разд.III "Затраты на производство" из счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" исключен субсчет "Научно-исследовательские и конструкторские подразделения".

Финансовые вложения

С выходом ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" в разд.V "Денежные средства" счет 58 "Финансовые вложения" дополнен субсчетами по учету долговых ценных бумаг. По долговым ценным бумагам (векселя, облигации), по которым не определяется текущая рыночная стоимость, организации следует разницу между первоначальной и номинальной стоимостью относить на финансовые результаты равномерно в течение всего срока их обращения по мере причитающегося по ним дохода.

Приобретенные векселя, ценные бумаги учитываются на счете 58 "Финансовые вложения" и отражаются на счетах бухгалтерского учета записями:

Дебет 58, Кредит 76 — приобретение векселя и облигации;

Дебет 76, Кредит 51 — оплачены векселя.

Разница между ценой приобретения и номинальной ценой отражается записями:

Дебет 58, Кредит 91-1 "Прочие доходы" — превышение номинальной стоимости над покупной;

Дебет 91, Кредит 58 — вексель списан по номинальной стоимости.

Проценты по векселю отражаются записью:

Дебет 76, Кредит 91 — погашение процентов по векселю.

Что касается счета 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги", то его название изменено: "Резервы под обесценение финансовых вложений". При создании резерва под обесценение финансовых вложений бухгалтер должен производить запись:

Дебет 91, Кредит 59.

При выбытии финансовых вложений или уменьшении резерва делают запись:

Дебет 59, Кредит 91.

Спецодежда и спецоснастка

Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, предусмотрены новые субсчета к счету 10 "Материалы": 10 "Специальная оснастка и спецодежда на складе", 11 "Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации". Приобретение спецодежды бухгалтеру теперь следует отражать на субсчете 10 счета 10, а при передаче ее в эксплуатацию делать запись:

Дебет 10, субсчет 11, Кредит 10, субсчет 10.

Стоимость спецодежды по истечении срока службы списывается на себестоимость продукции:

Дебет 20, Кредит 10, субсчет 11.

Изменения по налогу на прибыль (отложенные налоговые активы)

С выходом ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" возникла необходимость дополнить План счетов новыми счетами. В разд.I "Внеоборотные активы" включен счет 09 "Отложенные налоговые активы". Отложенные налоговые активы включаются в расчет чистых активов (Приказ Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пз). Сумма чистых активов по окончании финансового года сравнивается с уставным капиталом организации, и в случае превышения уставного капитала над суммой чистых активов акционерные общества обязаны уменьшить уставный капитал. Кроме того, согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в том случае, если сумма чистых активов превышает 200 МРОТ, организация полежит обязательному аудиту. Неотражение отложенных налоговых обязательств по счетам бухгалтерского учета ведет к искажению данных баланса, а за искажение бухгалтерской отчетности предусмотрен штраф согласно КоАП РФ в размере 2 — 3 тыс.

Учет основных средств в бюджетных и автономных учреждениях

Отложенные налоговые активы должны найти отражение при получении не только прибыли, но и убытка. Ведь по правилам налогового учета убыток, полученный организацией в текущем году, переносится на будущее и учитывается при определении налога на прибыль в течение 10 лет. А значит, в течение этого срока организация должна вести аналитический учет и отражать по счетам бухгалтерского учета отложенные налоговые активы.

Продажа основных средств с убытком также ведет к образованию отложенного налогового актива. Ведь по правилам бухгалтерского учета такой убыток сразу учитывается при определении балансовой прибыли. А в налоговом учете убыток, полученный организацией от продажи основного средства, учитывается равномерно в течение недоамортизированного срока полезного использования основного средства.

Отражается отложенный налоговый актив на счетах бухгалтерского учета записью:

Дебет 09, Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль". По истечении времени при условии получения организацией прибыли отложенные налоговые активы списывают при помощи записи:

Дебет 68 "Расчеты по налогу на прибыль", Кредит 09 "Отложенные налоговые активы".

Налог на прибыль и отложенное налоговое обязательство

Раздел VI "Расчеты" Плана счетов дополнен счетом 77 "Отложенные налоговые обязательства" согласно ПБУ 18/02. Отложенные налоговые обязательства — это произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль. Они отражаются записью:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", Кредит 77.

Уменьшение или погашение отложенных налоговых обязательств в счет начисления налога на прибыль отчетного периода отражается следующим образом:

Дебет 77, Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль".

В связи с введением в действие указанных документов изменения вносятся и в форму N 2 "Отчет о прибылях и убытках". Теперь по строке 140 отражается прибыль (убыток) до налогообложения, по строке 147 — постоянное налоговое обязательство, по строке 148 — отложенный налоговый актив, по строке 149 — отложенное налоговое обязательство, по строке 150 — текущий налог на прибыль, по строке 160 — прибыль после налогообложения.

Е.Полунина

Аудиторская фирма "Консалтинг и Аудит"

Проводки по бухучету фиксируют каждую хозяйственную операцию предприятия. Делать их нужно корректно, иначе вы исказите свою бухотчетность. Недостоверная отчетность может повлечь штраф. А еще неверные данные о финансовом положении могут разладить отношения фирмы с инвесторами или привести к отказу в займе или кредите. Возможны и иные неблагоприятные последствия. Чтобы этого не случилось, читайте нашу статью. В ней мы рассмотрим таблицу с типичными проводами, а также алгоритм составления бухзаписей на примерах.

Что такое счет

Каждая коммерческая компания создается с целью получения прибыли. При этом она ежедневно совершает различные сделки, запутаться в учете которых, не имея четко организованной учетной структуры, очень просто. К тому же согласно ст. 2 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ все юрлица обязаны вести бухгалтерский учет.

Он организуется путем непрерывного документирования каждой хозяйственной операции и несет в себе несколько функций:

  • информационную;
  • контрольную;
  • обратной связи;
  • аналитическую.

Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, узнайте .

Бухгалтерский учет дает информацию о финансовом и экономическом положении дел как внутренним (менеджерам, руководству, учредителям и т. д.), так и внешним пользователям (контролирующим, фискальным и прочим госорганам).

Одним из методов ведения бухгалтерского учета является двойная запись с использованием счетов, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (для коммерческих структур).

Ознакомиться с планом счетов можно в статье «План счетов бухгалтерского учета на 2018 год (скачать)» .

Двойная запись — это бухгалтерская проводка, отражающая хозяйственную операцию с использованием 2 корреспондирующих счетов. Каждый счет имеет определенный номер, структуру и характеристику. При этом на обоих счетах фиксируется одинаковая сумма.

Пример 1

Рассмотрим операцию «Наличные в размере 20 000 руб. сданы из кассы в банк».

Исходя из ее экономического смысла, выбираем соответствующие корреспондирующие счета: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».

Денежные средства отправляются с кредита счета 50 в дебет счета 51. Данная операция фиксируется расходным кассовым ордером, банковской выпиской, корешком объявления на взнос наличных и записью: Дт 51 Кт 50 — на сумму 20 000 руб.

Это значит, что в банке, обслуживающем предприятие, остаток средств увеличился, а в кассе уменьшился на одну и ту же сумму (20 000 руб.).

Чтобы корректно использовать счета, необходимо не только правильно их выбирать, но и знать, какого они вида.

Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными.

Активные счета отражают активы (имущество, долги и т. д.) предприятия и имеют только дебетовый (положительный) остаток. Увеличение активов записывается в дебет соответствующего счета, списание — в кредит.

Основные активные счета представлены в таблице:

Пассивные счета указывают на источники имущества компании и имеют только кредитовый остаток. К ним, в частности, относятся:

К активно-пассивным счетам относятся счета, имеющие как дебетовый, так и кредитовый остаток. Например, если счет 60 «Расчеты с поставщиками» имеет кредитовое сальдо, значит, предприятие должно контрагенту за поставленные МПЗ или услуги. Если мы оплатили поставщику аванс, значит, уже контрагент должен нашей компании. Данная операция имеет дебетовое сальдо.

Счета также имеют аналитику по субсчетам. Например, для счета 10 это будут счета 10.1 «Сырье и материалы», 10.2 «Покупные полуфабрикаты», 10.3 «Топливо» и т. д.

Таблица проводок по хозяйственным операциям в бухгалтерском учете

Проводок существует великое множество. При этом хозяйственная операция может отражаться 1 проводкой (простые проводки) или несколькими (сложные).

Например, поступили товары с НДС на сумму 50 000 руб. Данный факт необходимо отразить 2 записями:

  • поступили ТМЦ на склад: Дт 41 Кт 60 — 42 372,88 руб.;
  • выделен входящий НДС: Дт 19 Кт 60 — 7 627,12 руб.

Типовые бухгалтерские проводки по учету НДС ищите .

Рассмотрим основные проводки в бухучете.

Учет ОС и НМА:

Подробнее о бухгалтерском учете ОС читайте в статье «Учет основных средств - бухгалтерские проводки» .

Учет МПЗ:

Детальные проводки по учету материалов см. в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов» .

Учет затрат:

Операция

Начислена амортизация

20 (23, 25, 26, 44)

Материалы поступили в производство

Распределены на основную продукцию общехозяйственные и общепроизводственные расходы (на счетах 25 и 26 затраты собираются в целом, а по итогам месяца распределяются между произведенной продукцией)

Собственные полуфабрикаты поступили в производство

Работы (услуги), выполненные сторонними компаниями

20 (23, 25, 26, 44)

Начислены налоги и взносы

20 (23, 25, 26, 44)

Начислена заработная плата сотрудникам

20 (23, 25, 26, 44)

Выпущена произведенная продукция

Торговые расходы списаны в себестоимость

Примеры проводок по учету затрат можно найти в статье «Проводки Дт 20 Кт 23, 10 (нюансы)» .

Учет товаров и готовой продукции:

Алгоритм учета товаров отражен в статье «Проводки Дт 41 и Кт 41, 60 (нюансы)» .

С более подробной информацией можно ознакомиться в рубрике «Банк, касса» .

Учет расчетов:

Операция

Поступление ТМЦ

Поступление услуг

20 (23, 25, 26, 44)

Оплата поставщику

Поступление ДС от покупателя (или дебитора)

Реализация покупателю

Начислены налоги (взносы)

20 (25, 26, 44, 90, 91, 99)

Начислена заработная плата

20 (23, 25, 26, 44)

Оплачены налоги (взносы)

Выплачена зарплата

Получен кредит (заем)

Погашение кредита (процентов)

Начислены проценты по кредиту

Выданы деньги под авансовый отчет

Отражен авансовый отчет

07 (08, 10, 20, 25, 26, 41, 44)

Выдан заем сотруднику

Недостача отнесена на виновное лицо

Возврат займа сотрудником

Возмещение недостачи товарами

Начислен УК

Выплата дивидендов

Внесен УК

08 (10, 11, 41, 50, 51)

Порядок учета взаиморасчетов с поставщиками и покупателями ищите в статьях:

  • «Счет 60 в бухгалтерском учете (нюансы)» ;
  • «Как в учете отражаются расчеты с дебиторами и кредиторами?» .

Учет капитала:

Операция

Начислен УК

Покупка акций

Пополнение резервного капитала

Покрытие убытков за счет резервного капитала

Увеличение стоимости акций

Уменьшение стоимости ОС по факту переоценки

Распределение добавочного капитала между собственниками

Целевое финансирование

Основные проводки по учету капитала см. в статье «Порядок учета собственного капитала организации (нюансы)» .

Финансовые результаты:

Операция

Себестоимость реализованных МПЗ

Реализация

Начислен НДС с реализации

Списаны расходы

Положительный финансовый результат продаж

Отрицательный результат продаж (убыток)

Списание материалов, переданных безвозмездно

Услуги банка

Списание недостачи

Выявлены излишки МПЗ

01 (10, 21, 41, 43)

Реализация ОС

Начислены проценты (госпошлина, судебные расходы) к получению по решению суда

Выявлена недостача МПЗ и ДС

10 (11, 21, 41, 43, 50)

Сумма недостачи отнесена на виновных лиц

Начисление резерва предстоящих расходов

20 (23, 25, 26, 44, 91)

Отнесение затрат на будущие периоды

10 (21, 41, 43, 60, 76)

Затраты будущих периодов списаны в текущие расходы

20 (23, 25, 26, 44)

Начислены доходы будущих периодов от лизинговой деятельности

Поступление денег в качестве доходов будущих периодов

Потери вследствие чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС)

07 (08, 10, 11, 20, 21, 41, 43)

Начислен налог на прибыль

Определение финансовых результатов

Выявлены непокрытые убытки

Полученная прибыль отнесена к распределению

О проводках по учету нераспределенной прибыли на счете 84 мы рассказали .

Примеры бухгалтерских проводок для анализа изменений в балансе под влиянием хозопераций

Рассмотрим примеры основных проводок в бухгалтерском учете на примере ООО «Альянс».

Пример 2

В июне Гордиенко А. В. решил создать компанию по производству мебели на заказ. У него были собственные сбережения в размере 100 000 руб. и станок стоимостью 55 000 руб. Данное имущество было внесено им в качестве взноса в уставный капитал.

Самой первой проводкой в любой компании является отражение уставного капитала. Выбираем корреспондирующие счета:

  • 75 «Расчеты с учредителями»;
  • 80 «Уставный капитал».

Согласно учредительным документам Гордиенко А. В. должен внести в ООО «Альянс» 155 000 руб. Фиксируем данный факт записью: Дт 75 Кт 80 — 155 000 руб.

Из них 100 000 руб. были внесены на расчетный счет в банке. Расчетные счета — это счет 51. Отправляем денежные средства от Гордиенко А. В. на р/сч компании проводкой: Дт 51 Кт 75 — 100 000 руб.

Согласно подп. 5 п. 1 ПБУ 6/01 имущество стоимостью не более 40 000 руб. может учитываться в составе МПЗ (материально-производственных запасов). Если актив оценен по большей стоимости, он относится к амортизируемому имуществу. Таким образом, мы фиксируем поступление ОС в качестве взноса в УК записью: Дт 08 Кт 75 — 55 000 руб.

Как учитывать ОС стоимостью менее 100 000 рублей, узнайте .

Вводим объект ОС в эксплуатацию проводкой: Дт 01 Кт 08 — 55 000 руб.

По итогам месяца необходимо будет рассчитать амортизацию согласно прописанному в учетной политике способу. Поскольку станок задействован непосредственно в производстве, для учета затрат по амортизации выбираем счет 20.

Согласно учетной политике компания использует линейный метод расчета амортизации. Срок полезного использования станка — 60 месяцев (55 000 руб. делим на 60 месяцев и получаем 900 руб. амортизации в месяц).

С примерами расчета амортизации методом ФИФО и ЛИФО ознакомьтесь в статье «Пример расчета по методам ФИФО и ЛИФО в бухгалтерском учете» .

Данный факт отражается записью: Дт 20 Кт 02 — 900 руб.

Денежные средства в размере 70 000 руб. были направлены на закупку материалов.

Составляем проводки:

  • Дт 60 Кт 51 — 70 000 руб. (материалы оплачены поставщику, первичный документ — выписка банка);
  • Дт 10 Кт 60 — 59 300 руб. (поступили материалы, первичка — ТОРГ-12, счет-фактура);
  • Дт 19 Кт 60 — 10 700 руб. (учтен входящий НДС).

Входной НДС компания предъявила к вычету, отразив его в книге покупок и зафиксировав проводкой: Дт 68 (субсчет НДС) Кт 19 — 10 700 руб.

За месяц фирмой было изготовлено 2 заказа:

  • шкаф себестоимостью 25 000 руб. (в т. ч. материалы на 15 000 руб. и ФОТ 10 000 руб., включая взносы);
  • кухонный комплект себестоимостью 45 000 руб. (в т. ч. материалы на 35 000 руб. и ФОТ 10 000 руб., в т. ч. взносы).

Таким образом, материалы в сумме 50 000 руб. (15 000 + 35 000) были списаны в производство.

Сумма, руб.

Документ

Материалы переданы на производство шкафа

Требование-накладная

Материалы переданы на производство кухонного комплекта

Начислена зарплата

Расчетная ведомость

Начислены взносы с ФОТ

Готовый шкаф передан на склад

Отчет производства

Готовый кухонный комплект передан на склад

Шкаф был продан за 42 000 руб., а кухонный гарнитур — за 70 000 руб. За шкаф поступила оплата в размере 20 000 руб. Остаток в 22 000 руб. покупатель согласно договору перечислит до 10 июля. Оплата за кухню поступила в полном объеме.

Сумма, руб.

Документ

Поступила оплата за шкаф

Банковская выписка

Продан шкаф

ТОРГ-12, счет-фактура

Списана себестоимость шкафа

Начислен НДС

Поступила оплата за кухню

Выписка

Продана кухня

ТОРГ-12, счет-фактура

Начислен НДС

Списана себестоимость кухни

Из них выплачен аванс сотрудникам в сумме 12 000 руб.: Дт 70 Кт 50 — 12 000 руб.

В ООО «Альянс» работает бухгалтер. 30 июня ему была начислена зарплата в размере 5 000 руб., а взносы с ФОТ составили 1 500 руб.:

  • Дт 26 Кт 70 — 5 000 руб.;
  • Дт 26 Кт 69 — 1 500 руб.

В тот же день были перечислены взносы с зарплаты всех сотрудников: Дт 69 Кт 51 — 6 100 руб. (4 600 + 1 500).

Поскольку работодатель является налоговым агентом, он обязан удерживать и перечислять с доходов работников НДФЛ. Для резидентов это 13%. То есть за июнь ООО «Альянс» необходимо перечислить в бюджет 2 600 руб. (20 400 × 13%).

Данные операции фиксируются проводками:

  • Дт 70 Кт 68 (субсчет НДФЛ) — начислен налог;
  • Дт 68 Кт 51 — перечисление налога.

В последний день месяца необходимо закрыть затратные счета для выявления финансовых результатов. В течение месяца все общепроизводственные и общехозяйственные расходы собираются в Дт счета 25 (26).

По итогам месяца сальдо распределяется между произведенной продукцией и фиксируется записью: Дт 20 Кт 26 — 6 500 руб.

Сальдо счета 20 закрывается в дебет счета 90 в случае отсутствия незавершенного производства: Дт 90.2 Кт 20 — 7 400 руб.

Чтобы составить сводную ОСВ, а затем подготовиться к сдаче баланса, рассмотрим обороты по каждому задействованному счету.

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Внесен УК в виде объекта ОС

ОС введен в эксплуатацию

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Поступили материалы

Материалы списаны на производство шкафа

Материалы списаны на производство кухни

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Входной НДС поступил от поставщика

НДС предъявлен к вычету

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Начислена амортизация

Стоимость материалов для производства шкафа

Стоимость материалов для изготовления кухни

Заработная плата сборщиков

Взносы с ФОТ

Выпущен готовый шкаф

Произведена готовая кухня

Закрытие счета 26

Закрытие месяца (Дт 90.2 Кт 20)

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Начислена зарплата бухгалтеру

Сумма зарплаты распределена в основное производство

Взносы с зарплаты бухгалтера

Сумма взносов распределена в основное производство

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Шкаф

Кухня

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Получены ДС из банка

Выплата зарплаты

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Взнос в УК

Оплата поставщику за материалы

Поступление от покупателя аванса за шкаф

Поступление ДС от покупателя за кухню

Переданы ДС в кассу

Перечислены взносы с ФОТ

Оплата НДС

Оплата НДФЛ

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Оплата материалов

Поступление материалов

Учтен входящий НДС

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Поступили ДС за шкаф

Реализация шкафа

Поступили ДС за кухню

Реализация кухни

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

НДФЛ

Удержан НДФЛ

Оплачен НДФЛ

Начислен НДС

Зачислен входной НДС

НДС оплачен

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Взносы с ФОТ сборщиков

Взносы с ФОТ бухгалтера

Оплата

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Зарплата сборщика

Зарплата бухгалтера

Выплата зарплаты

НДФЛ

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Начислен УК

Внесены ДС в банк

Внесен станок в качестве взноса в УК

Оборот

Расшифровка

Оборот

Сальдо

Реализация шкафа

Начислен НДС

Себестоимость шкафа

Реализация кухни

Начислен НДС

Себестоимость кухни

Закрытие счета 20

Закрытие месяца

Оборот

Таким образом, в июне ООО «Альянс» заработало 17 500 руб.

Сводная ОСВ за июнь ООО «Альянс»

Счет

Название счета

Обороты

Сальдо кон

Основные средства

Амортизация ОС

Вложения во внеоборотные активы

Материалы

НДС по приобретенным ценностям

Основное производство

Общехозяйственные расходы

Готовая продукция

Касса

Расчетные счета

Расчеты с поставщиками

Расчеты с покупателями

Расчеты по налогам и сборам

Расчеты по соцстрахованию

Расчеты с персоналом по оплате труда

Расчеты с учредителями

Уставный капитал

Продажи

Выручка

Себестоимость продаж

Прибыль/убыток от продаж

Прибыли и убытки

Оборот

1 028 300

1 028 300

Статья «Бухгалтерский учет и анализ финансовых результатов» поможет более детально разобрать результаты работы компании и определить влияние хозяйственных операций на бухгалтерский баланс.

Можно ли составить проводки онлайн

Некоторые интернет-ресурсы предоставляют услуги по бесплатному автоматическому составлению проводок. Однако стоит понимать: в связи с тем, что хозяйственные операции имеют массу экономических тонкостей, такие проводки не всегда будут корректны. Каждый бухгалтер должен знать план счетов и уметь составлять соответствующие проводки самостоятельно.

Итоги

Основное предназначение бухгалтерского учета — информирование всех заинтересованных пользователей о положении дел в компании. С целью формирования достоверной и полной информации используется сплошной учет операций методом двойной записи.

Чтобы зафиксировать хозяйственную операцию, необходимо выбрать действующие счета из рабочего плана счетов, утвержденного в учетной политике компании. Возможные корреспонденции счетов также приведены в приказе № 94н.

Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведения Плана счетов и Инструкции, утв. (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.

Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).

Одно из значимых изменений – из удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.

Первичные документы

Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения";
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 "Расходы по операциям с активами".

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

Изменения в План счетов

В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным (). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения .

План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:

  • 0 205 82 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям" ();
  • 0 206 11 000 "Расчеты по оплате труда" () – применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
  • к счету 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат", 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия", 0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам" ();
  • 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" ();
  • 0 401 40 172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" ();
  • увязка счетов 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" и 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" с конкретными кодами КОСГУ новыми редакциями не предусмотрена; порядок учета на этих счетах следует определить в учетной политике исходя из экономического содержания операций ( , ).

В новой редакции изложен раздел 5 "Санкционирование расходов" (). Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 "Обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения", 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств", 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.

Добавлены и забалансовые счета ():

  • 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)";
  • 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц";
  • 31 "Акции по номинальной стоимости".

НАША СПРАВКА

Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н "О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н" (приказ находится на регистрации в Минюсте России) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 "Активы в управляющих компаниях", предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 "Активы в управляющих компаниях".

Изменения в Инструкции по применению плана счетов

Нефинансовые активы

В новой редакции изложены, в частности, положения ():

  • по порядку отражения в учете увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, модернизации, реконструкции;
  • по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации;
  • по принятию к учету основных средств, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом. Принятие к учету нефинансовых активов в рамках движения между головным учреждением и (или) обособленными подразделениями теперь не ограничено кодом вида деятельности "4".

Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 "Земля – недвижимое имущество учреждения" и кредиту счета 4 401 10 180 "Прочие доходы" ( , ).

Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения ().

  • передаче спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения НИОКР по договору;
  • передаче материальных запасов работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей;
  • переводе молодняка животных в основное стадо;
  • оприходовании материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества.

В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий ().

НАША СПРАВКА

  • задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
  • задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
  • доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).

Уточнен порядок списания с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности, в частности, учитываемой на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" ().

Дополнения и корректировки коснулись и порядка отражения операций с денежными средствами во временном распоряжении, в том числе в иностранной валюте ( , ).

В связи с расширением аналитики по счету 0 209 00 000 в внесены новые корреспонденции (), в том числе (таблица 2):

Таблица 2. Новые корреспонденции по счету 0 209 000

Корреспонденции по счетам

Отражение суммы ущерба:

  • по суммам задолженности работников учреждения по излишне выплаченным им суммам оплаты труда (не удержанным из заработной платы), в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний;
  • в сумме задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при его увольнении;
  • по суммам задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм

Отражение суммы:

  • ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо необоснованного получения или сбережения;
  • задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев;
  • задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (

  • Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
  • Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03
  • Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00
  • Расчеты госучреждения с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03
  • Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06

Обязательства

  • подотчетного лица по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (иных доходов), по иному виду финансового обеспечения (деятельности);
  • виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности).

Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний). Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.

Установлены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года ().

Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 "Отложенные обязательства".

Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1

Санкционирование расходов

Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкции № 174н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства", 0 502 09 000 "Отложенные обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" и 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения".

О порядке учета на счетах санкционирования расходов можно в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00
  • Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении

Ольга Монако , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Финансовая деятельность бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности, который утверждается учредителем.

Для обобщения информации о ходе исполнения бюджетным учреждением утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности сметных (плановых) назначений, в том числе по принятию и (или) исполнению принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год, применяются счета разд. 5 "Санкционирование расходов" (п. 161 Инструкции N 174н)

Для учета принятых бюджетным учреждением обязательств (денежных обязательств) используются следующие термины и понятия (п.308 Инструкции 157н):

  • обязательства учреждения - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения, автономного учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения;
  • денежные обязательства - обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Согласно абз. 2 п. 318 Инструкции N 157н учет принятых обязательств и денежных обязательств бюджетным учреждением осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие.

Перечень документов, подтверждающих принятие обязательств (денежных обязательств) и момент их принятия устанавливается учреждением в Учетной политике.

Счета, используемые для учета принятых бюджетным учреждением обязательств

Учет показателей по принятию обязательств (денежных обязательств) бюджетным учреждением ведется: 1. на счете 0 502 01 000 "Принятые обязательства", который предназначен для обобщения информации принятых обязательствах на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. На указанном счете отражаются т (п. 311 Инструкции N 157н). акже суммы внесенных изменений в принятые обязательства
2. на счете 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства", который предназначен для обобщения информации о принятых денежных обязательствах на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. На указанном счете отражаются также суммы внесенных изменений в принятые денежные обязательства (п. 311 Инструкции N 157н).

Операции на этих счетах группируются в разрезе кодов КОСГУ, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности.

Аналитический учет принятых бюджетным учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064). В журнале указываются наименование, номер и дата документа-основания для принятия обязательств, номер счета бухгалтерского учета и сумма, дата постановки обязательства на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

По окончании текущего финансового года при наличии неисполненных обязательств в следующем финансовом году они должны быть приняты к учету на очередной финансовый год в объеме, запланированном к исполнению. Перенос показателей осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании справки ф. 0504833.

Согласно п. 167 Инструкции N 174н принятие обязательств бюджетным учреждением отражается следующей корреспонденцией счетов:

Принятые обязательства бюджетного учреждения

В показатели принятых бюджетных обязательств бюджетного учреждения включаются:

  • обязательства по контрактам (договорам), которые приняты в прошлые годы и не исполненны по состоянию на начало текущего финансового года, и подлежат исполнению в текущем финансовом году;
  • обязательства по выплате заработной платы работникам;
  • обязательства по выплате работникам иных выплат в соответствии с трудовыми договорами и законодательством РФ, которые предусмотренны к исполнению в текущем финансовом году;
  • обязательства по уплате обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (налогов, пошлин, взносов, сборов и иных выплат), которые предусмотренны к исполнению в текущем финансовом году;
  • обязательства по возмещению вреда, причиненного учреждением при осуществлении им хозяйственной деятельности, по иным выплатам, которые вступили в законную силу по решению суда, и предусмотренны к исполнению в текущем финансовом году;
  • иные расходные обязательства.

Основаниями для принятия бюджетным учреждением обязательств являются:

  • заключенный договор (контракт), который должен быть подписан и скреплен печатью обеими сторонами;
  • по расчетам с подотчетными лицами - утвержденные руководителем учреждения письменные заявления подотчетных лиц с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету;
  • начисление заработной платы и социальных взносов за определенный период (месяц).

Принятие обязательств бюджетным учреждением подтверждается следующими документами: заключенным договором, расходным кассовым ордером на выдачу подотчетной суммы, авансовым отчетом, ведомостью начисленной заработной платы.

На основании указанных документов оформляется бухгалтерская запись по принятию обязательств:

  • датой договора на полную стоимость по договору;
  • одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
  • датой принятия к учету авансового отчета;
  • последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

Принятые бюджетным учреждением денежных обязательств

Принятые бюджетным учреждением денежные обязательства отражаются, когда по условиям договора или в соответствии с законами, иными нормативными актами у учреждения возникла обязанность уплатить денежные средства по принятым обязательствам.

В показатели принятых денежных обязательств включаются:
1) в части расчетов с контрагентами в разрезе получателей авансовых платежей (контрагенты):
а) на основании данных счетов а 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" (разница дебетовых оборотов, отражающих получение контрагентами денежных средств, и кредитовых оборотов, отражающих возвраты выданных в текущем периоде авансовых платежей и (или) зачеты авансовых платежей в оплату начисленных (принятых) в текущем периоде обязательств) - предоставленные в текущем периоде авансовые платежи по принятым обязательствам за минусом произведенных возвратов указанных авансовых платежей. Остатки выданных авансовых платежей, числящиеся на начало текущего периода по счетам 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", а также кредитовые обороты, которые изменяют указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются;
б) на основании кредитовых оборотов счетов 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" - начисленные денежные обязательства,котроые подлежат исполнению в текущем финансовом году. Кредитовые и дебетовые обороты, которые отражают увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по принятым денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются;
в) на основании дебетовых оборотов 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", 0 304 02 000 "Расчеты с депонентами", 0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда" - принятые денежные обязательства прошлых лет, исполненные в текущем периоде;
2) в части расчетов с подотчетными лицами в разрезе подотчетных лиц:
а) на основании дебетовых оборотов по счетам 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" за минусом кредитовых оборотов по счетам 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" - полученные подотчетными лицами денежные средства за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей;
б) на основании дебетовых оборотов по счетам 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" - полученные в текущем периоде подотчетными лицами денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.
Остатки выданных авансовых платежей подотчетным лицам, которые числятся на начало отчетного года по счетам 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", а также кредитовые обороты, которые изменяют указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств текущего периода не включаются;
в) в части расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ на основании аналитических данных в разрезе платежей в бюджеты бюджетной системы РФ:
- на основании кредитовых оборотов счетов 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" (0 303 02 730 - 0 303 13 730) - начисленные в текущем периоде платежи (налоги, пошлины, сборы, взносы и иные обязательные платежи);
- на основании дебетовых оборотов счетов 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" (0 303 02 830 - 0 303 13 830) - обязательства по уплате платежей прошлых лет, которые числятся на начало текущего года и исполненные в текущем периоде.
Показатели расчетов по излишне уплаченным платеж, которые числятся на начало текущего периода по счетам 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты", а также кредитовые обороты, которые изменяют указанные расчеты, в принятых денежных обязательствах текущего периода не учитываются.
Документами-основаниями для принятия бюджетным учреждением денежных обязательств являются:
- оплата аванса поставщику;
- акт выполненных работ (услуг);
- товарная накладная, подтверждающая факт получения товара;
- расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных сумм;
- авансовый отчет;
- начисление заработной платы за определенный период (месяц).
На основании указанных документов оформляется бухгалтерскую запись по принятию денежных обязательств:
- датой подписанных акта выполненных работ (услуг), товарной накладной; датой перечисленного аванса поставщикам;
- одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
- одновременно с принятием к учету авансового отчета;
- последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

Пример отражения операций по принятию обязательств (денежных обязательств)

Бюджетному учреждению выделена целевая субсидия для проведения капитального ремонта здания в сумме 940 000 руб. Эта сумма поступила на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК. Согласно условиям заключенного с подрядчиком договора ему должен быть перечислен аванс в размере 282 000 руб. (30%). По окончании работ подписан акт выполненных работ, после чего учреждением была перечислена оставшаяся сумма.

В бухгалтерском учете эти операции отразятся следующим образом.

Статья актуальна на май 2015 года.

Наталья Смолина

Эксперт-методолог отдела контроля качества услуг и методологии

Какой порядок перечисления заработной платы на пластиковые карты сотрудников рекомендован Минфином в Письме от 08.07.2015 № 02-07-07/39464? Какие разъяснения по формированию резерва предстоящих расходов на оплату отпусков приведены в Письме Минфина РФ от 20.05.2015 № 02-07-07/28998?

В статье приведены последние разъяснения Минфина по отражению в учете операций, связанных с перечислением заработной платы на банковские карты сотрудников, а также рассмотрен порядок формирования резервов предстоящих расходов на оплату отпусков.

Перечисление заработной платы на пластиковые карты сотрудников.

В Письме от 08.07.2015 № 02-07-07/39464 Минфин ответил на вопрос, касающийся отражения в учете операций по перечислению заработной платы сотрудникам учреждений на их банковские счета, в том числе на счета, к которым привязаны банковские карты.

В частности, чиновники финансового ведомства заметили, что в соответствии со ст. 136 ТК РФ , как правило, выплачивается работнику в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным или трудовым договором.

В настоящее время инструкции по бухгалтерскому учету (в частности, Инструкция № 162н) не содержат прямых указаний по отражению в учете операций по перечислению заработной платы работникам (сотрудникам) учреждения на банковские счета, к которым привязаны их банковские карты.

Вместе с тем согласно п. 2 Инструкции № 162н при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета органы, осуществляющие кассовое обслуживание, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов. Аналогичные положения содержатся в п. 4 Инструкции № 174н и п. 5 Инструкции № 183н.

Далее необходимо отметить, что в силу приведенных выше положений учреждения, утверждая корреспонденцию счетов по отражению операций по перечислению заработной платы на пластиковые карты работников, использовали транзитный счет 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда». Бухгалтерские записи по отражению в учете данной операции были следующими:

Минфин, приведя разъяснения по данному вопросу в Письме № 02 07 07/39464, обратил внимание, что в силу п. 273 Инструкции № 157н счет 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» предназначен для учета расчетов по удержаниям из заработной платы и денежного довольствия, стипендий или иных периодических платежей. При этом удержания производятся на основании соответствующих документов: письменных заявлений сотрудников или исполнительных листов.

В случае если в соответствии с коллективным или трудовым договором в учреждении предусмотрено перечисление заработной платы работникам учреждения на банковские счета, в том числе на счета, к которым привязаны банковские карты работников, указанные операции следует отражать бухгалтерскими записями без использования данного счета.

В Письме Минфина РФ № 02 07 07/39464 приведена следующая корреспонденция счетов:

Чиновники финансового ведомства отметили, что указанный порядок отражения в бухгалтерском учете перечисления заработной платы сотрудников учреждения на счета работников в банке, в том числе на банковские карты, необходимо отразить в учетной политике учреждения.

Пример 1.

В казенном образовательном учреждении выплата заработной платы осуществляется путем перечисления денежных средств на банковские карты сотрудников. В августе 2015 года сотрудникам была начислена заработная плата в сумме 250 000 руб. Размер удержанного НДФЛ составил 32 500 руб., сумма страховых взносов – 75 500 руб. (цифры условные).

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 162н были сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена заработная плата сотрудникам учреждения
Удержан НДФЛ с заработной платы
Начислены во внебюджетные фонды*
Перечислена сумма страховых взносов во внебюджетные фонды
Перечислен НДФЛ в бюджет
Перечислена заработная плата на банковские карты работников ** (250 000 - 32 500) руб.

* Размер тарифов страховых взносов при их расчете зависит от того, превышает ли сумма произведенных работнику выплат и иных вознаграждений (нарастающим итогом с начала календарного года) предельную величину базы для начисления страховых взносов.

В 2015 году она составляет: в ПФР – 711 000 руб., в ФСС – 670 000 руб. Предположим, что доходы работников не превысили размеры такой базы, поэтому учреждение применяет следующие общеустановленные тарифы страховых взносов: в ПФР – 22%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 5,1%. Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляет 0,2%. Общий размер тарифа – 30,2%.

** В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается учреждением не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договорами. В таблице проводок для сокращения числа записей начисление и выплата заработной платы показаны упрощенно, общей суммой за месяц.

Формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

Разъяснения по формированию резерва предстоящих расходов на оплату отпусков приведены Минфином в Письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998. В частности, чиновники обратили внимание:

  • на детализацию резервов предстоящих расходов (пример детализации плана счетов приведен в приложении 1 к настоящему письму);
  • на корреспонденцию счетов по формированию и расходованию резервов предстоящих расходов (пример отражения в бухгалтерском учете операций по формированию и использованию резервов, в частности на оплату отпусков за фактически отработанное время, при-веден в приложении 2 к данному письму);
  • на порядок и методы формирования оценочного значения по резервам предстоящих расходов (пример определения оценочного значения по отложенным обязательствам по оплате накапливаемых отпусков (создаваемому резерву расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время) приведен в приложении 3 к этому письму).

Детализация резервов предстоящих расходов.

В соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н для отражения резервов предстоящих расходов введен одноименный счет 401 60 000. Минфин в Письме № 02-07-07/28998 предлагает ввести к данному счету детализацию по видам резервов. Например, формирова-ние резерва расходов на оплату отпусков осуществляется на счете 401 61 210, формирование резерва расходов на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы, – на счете 401 62 200 и т. д. Данную детализацию следует утвердить в учетной политике учреждения.

Корреспонденция счетов по резервам предстоящих расходов.

Как уже было отмечено, все операции, связанные с резервами предстоящих расходов, осуществляются с использованием счета 401 60 000. В Письме № 02-07-07/28998 финансисты привели бухгалтерские записи по отражению в учете операций по формированию и использованию резервов расходов, связанных с выплатой отпускных. Поскольку в настоящее время данная корреспонденция счетов не содержится в инструкциях по бухгалтерскому учету для государственных (муниципальных) учреждений, ее рекомендовано согласовать с главным распорядителем (учредителем) учреждения и до внесения изменений в действующие инструкции утвердить в отдельном приложении к учетной политике.

Содержание операции
Сформирована сумма резерва расходов на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время)
Сформирована сумма резерва расходов на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов)
Отражены в учете расходные обязательства по формированию резервов расходов на оплату отпусков по выплатам сотрудникам
Отражены в учете расходные обязательства по формированию резервов расходов на оплату отпусков по страховым взносам
Начислена сумма отпускных, компенсаций за счет резерва
Начислены страховые взносы на суммы отпускных за счет резерва

Отражены в учете расходные обязательства по выплатам начисленных отпускных, производимым за счет ранее созданного резерва.

Одновременно произведено уменьшение ранее отраженных обязательств методом «красное сторно»

1 501 13 211
0 506 10 211
1 501 13 213
0 506 10 213

1 502 11 211
0 502 11 211
1 502 11 213
0 502 11 213

Порядок и методы формирования оценочного значения.

В соответствии с рекомендациями Минфина, приведенными в Письме № 02-07-07/28998, оценочное обязательство в виде резерва расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года). При этом учитываются данные о количестве дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату, предоставленные кадровой службой.

Резерв расходов рассчитывается ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) как сумма:

  • оплаты отпусков работников за фактически отработанное ими время на дату расчета;
  • страховых взносов во внебюджетные фонды (в ПФР, ФСС, ФФОМС).

Вариант 1. Расчет резерва расходов на оплату отпусков производится персонифициро-ванно по каждому сотруднику:

Резерв расходов на оплату отпусков = К x ЗП, где:

К – количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы по дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗП – среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего за-работка для оплаты отпусков на дату расчета резерва.

Вариант 2. Расчет резерва расходов на оплату отпусков осуществляется исходя из сред-ней заработной платы, определяемой в целом по учреждению:

Резерв расходов на оплату отпусков = К x ЗПср, где:

К – общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы по дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗПср – средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом.

Вариант 3. Расчет резерва расходов на оплату отпусков производится исходя из средней заработной платы, определяемой по отдельным категориям сотрудников (группам персона-ла):

Резерв расходов на оплату отпусков = К1 x ЗПср1 + К2 x ЗПср2 + К3 x ЗПср3, где:

К1, К2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории работни-ков (группы персонала);

ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 – средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории ра-ботников (группе персонала).

Что касается резерва расходов на уплату страховых взносов, он определяется с учетом методики, выбранной учреждением для расчета резерва расходов на оплату отпусков. Таким образом, сумма страховых взносов при формировании резерва может быть рассчитана:

  • по каждому работнику индивидуально;
  • в среднем по учреждению;
  • по каждой категории работников (группе персонала).

Вариант 1. Резерв расходов на уплату страховых взносов рассчитывается по каждому ра-ботнику индивидуально:

Резерв расходов на уплату страховых взносов = К x ЗП x С.

Вариант 2. Расчет резерва расходов на уплату страховых взносов производится в среднем по учреждению:

Резерв расходов на уплату страховых взносов = К x ЗПср x С.

Вариант 3. Расчет резерва расходов на уплату страховых взносов осуществляется по каждой категории работников (группе персонала):

Резерв расходов на уплату страховых взносов = (К1 x ЗПср1 + К2 x ЗПср2 + К3 x ЗПср3) x С.

Отметим, что показатель С в вышеприведенных формулах обозначает ставку страховых взносов.

Также финансисты в Письме № 02-07-07/28998 допускают, что сумма страховых взносов может быть рассчитана с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов на основании информации за предшествующий период, а также применяемого повышающего коэффициента.

Какую из рекомендованных Минфином методик выбрать, учреждение решает самостоятельно. При этом следует учитывать численность персонала организации, трудоемкость процедуры, наличие компьютерных программ, в которых можно произвести необходимые расчеты.

Ниже предлагаем рассмотреть пример по отражению в учете операций, связанных с формированием резервов расходов на оплату отпусков.

Пример 2.

Предположим, что автономным учреждением на 30.06.2015 были начислены резервы предстоящих расходов за счет средств, полученных от оказания платных услуг:

  • на оплату отпусков – 500 000 руб.;
  • на уплату страховых взносов – 151 000 руб.

В августе 2015 года пяти работникам были начислены в сумме 60 000 руб., сумма страховых взносов равна 18 120 руб.

В бухгалтерском учете будут составлены следующие проводки:

Как видим, процедура формирования резервов расходов – достаточно трудоемкая операция, которая требует значительных временных затрат. Поэтому бухгалтеру государственно-го (муниципального) учреждения необходимо проанализировать целесообразность приме-нения счета 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и отразить принятое решение в учетной политике организации.

Кратко сформулируем основные выводы.

В соответствии с разъяснениями Минфина, перечисление заработной платы на банковские карты сотрудников следует отражать без применения транзитного счета 304 03.

При формировании резерва расходов на оплату отпусков учреждению необходимо отразить в учетной политике виды резервов с приведенной детализацией на счетах бухгалтерского учета, корреспонденцию счетов по формированию и расходованию резервов предстоящих расходов, порядок и методы формирования оценочного значения.