Сметные коэффициенты. Коэффициенты к накладным расходам (НР) и сметной прибыли (СП)

Коэффициенты применяемые в сметах очень разнообразны. Одни применяются для перевода к текущим ценам, другие чтобы снизить стоимость и т.д.

Снижение стоимости работ коэфициентом в смете:

  1. Понижающий коэффициент применяется для снижения стоимости работ, материалов при проведении торгов и аукционов. Реальное снижение может быть достигнуто за счет хороших скидок от поставщиков оборудования и материалов. Это не просто скидка в магазине на товар, например, 5 процентов, а дилерская скидка в размере от 15 до 35%. И это существенно.
  2. Организация которая выполняет монтажные работы использует современное высокотехнологичное оборудование, снижающее свои издержки во времени, экономится горючее и расходники.
  3. Дополнительным преимуществом является еще наличие в штате организации проектного отдела, что позволяет существенно экономить на прямых издержках и не отдавать эту работу другим.

Имея все эти возможности может быть достигнуто серьезное конкурентное преимущество в виде снижения стоимости в предложении товаров и услуг называемое - понижающим коэффициентом .

Правильное применение понижающего коэффициента в смете:

Коэффициент применяется в конце сметы до начисления НДС. Примерно это выглядит так:

Итого по смете: 1000000 руб

Итого по смете с учетом понижающего коэффициента К=0,8: 800000 руб

НДС 18%: 144000 руб

Всего с НДС 18%: 944000 руб

Повышающий коэффициент в смете:

Индекс инфляции переводит базовые цены сборников сметных цен и работ в текущие цены - это и есть повышающий коэффициент, НО является рекомендуемым и не обязательным. Используя его можно регулировать общую сметную стоимость.

Также, к повышающим можно отнести коэффициенты учитывающие стесненность на объекте приводящую к замедлению выполнения работы, но требует обоснования по некоторым критериям.

Понижающие коэффициенты на демонтаж:

При отсутствии прямых расценок на демонтаж к расценкам на новое строительство могут применяться специальные коэффициенты на демонтаж (К=0,3; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8)

Понижающие коэффициенты на монтаж оборудования:

При монтаже оборудования по месту на открытой площадке или внутри помещения используются общие расценки, при условии отсутствия прямых расценок, поэтому требуется вводить коэффициенты учитывающие точный вес оборудования.

Понижающие коэффициенты при проведении ПНР, применяются в следующих случаях:

  • Выполнение однотипных работ, что влечет применение К=0,5;
  • Работы по автоматизации и отладке процессов, делается расчет по формулам.

В зависимости от условий и технологии производства работ возникает необходимость к отдельным позициям сметы применять поправочные коэффициенты, как предусмотренные технической частью сборника (об этом свидетельствует наличие в сборнике расценок по позиции справа в графе Обоснование «скрепки»), так и индивидуальные. Для применения коэффициентов предусмотренных технической частью сборника необходимо курсор установить на расценку, нажать кнопку (на клавиатуре) F 3 и в появившемся окне выбрать закладку Коэффициенты . Сначала необходимо нажать кнопку Добавить из БД . На экране появиться окно Коэффициенты из технической части сборника. На флажке слева от наименования применяемого коэффициента необходимо щелкнуть мышью и нажать кнопку Применить (в правом нижнем углу окна). Данные коэффициенты учитывают специфические условия производства работ, которые обосновываются ПОС.

Для того, чтобы добавить коэффициент, которого нет в технической части (индивидуального), необходимо в окне выбрать закладку Коэффициенты и нажать на кнопку Добавить. На закладке Коэффициенты появится строка Новый коэффициент (в этой строке необходимо внести обоснование коэффициента) . В столбце Значение графы ПЗ по этой строке ввести значение коэффициента, который будет применяться к расценке.

Если коэффициент введен ошибочно, то в рассмотренном выше порядке необходимо открыть окно Дополнительная информация о позиции , выбрать закладку Коэффициенты , щелкнуть правой кнопкой мыши на строке с названием ошибочно введенного коэффициента и применить команду Удалить. Необходимость введения и обоснование размера индивидуального коэффициента рассмотрены в разделе 2.3.

2.5. Настройка параметров сметы

Для того чтобы расчеты были правильными, необходимо осуществить настройку параметров сметы. Для этого на вкладке Документ нажимается кнопка Параметры. В появившемсяна экране окнеслева приведены закладки, по которым производится настройка параметров сметы. По закладке Итоги необходимо убрать флажок Начислять лимитированные затраты в смете. Затем по закладке Лимитированные затраты курсором необходимо стать на строку НДС с заданным значением (18%) и удалить данную строку.

Если строительство осуществляется в районе Крайнего Севера или местностях приравненным к ним, то необходимо задать соответствующие нормы накладных расходов. Для этого по закладке Виды работ нажать кнопку Используемый справочник и выбрать соответствующий (основной, районы Крайнего Севера или районы, приравненные к Крайнему Северу).

По закладке Округление необходимо отметить (нажать кнопку) Округлять итоговую стоимость позиций и расчеты в итогах до целых рублей .

Если итоговую стоимость сметы необходимо представить в текущем уровне цен, то нужно задать способ перевода. При использовании индекса удорожания СМР на комплекс работ необходимо по закладке Индексы флажком отметить Применять единый индекс в итогах до начисления лимитированных затрат , а в поле Обоснование индекса и его Значение ввести наименование индекса (например, Всего по смете в текущем уровне цен по состоянию на __ квартал 200_ г. ) и его численное значение. Закрывается окно Параметры сметы нажатием кнопки ОК.

Для расчета сметы по упрощенной системе налогообложения, необходимо:

1. Ознакомиться с Письмом Минрегиона РФ от 01.03.2011 № 4391-КК/08 "О применении понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве":

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"О применении понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве"

Министерством регионального развития Российской Федерации письмом от 06.12.2010 № 41099-КК/08 уточнен порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве при определении с 01.01.2011 сметной стоимости строительно-монтажных работ в текущем уровне цен.

Введение в действие указанных коэффициентов было вызвано, в первую очередь, изменением структуры прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, связанной с увеличением доли оплаты труда рабочих в текущем уровне цен, что привело к увеличению сметной величины накладных расходов и сметной прибыли, так как в качестве базы исчисления накладных расходов и сметной прибыли приняты сметные затраты по оплате труда рабочих-строителей и механизаторов.

В целях соблюдения единого методологического подхода, связанного с применением понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли, сообщаются следующие изменения и дополнения к письму от 06.12.2010 № 41099-КК/08.

1. При определении сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального и текущего ремонта понижающие коэффициенты (0,85 к накладным расходам и 0,8 к сметной прибыли) применяются:

К укрупненным нормативам накладных расходов по основным видам строительства (прил. 3 к МДС 81-33.2004 и табл. 1 к МДС 81-34.2004);

К нормативам накладных расходов по видам строительно-монтажных работ (прил. 4 МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004), при этом исключается ограничение о нераспространении коэффициента 0,85 на отдельные виды работ, указанные в письме от 06.12.2010 № 41099-КК/08;

К нормативам накладных расходов по видам ремонтно-строительных работ (прил. 5 МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004);

К общеотраслевым нормативам сметной прибыли и составе сметной стоимости строительно-монтажных работ в размере 65% и ремонтно-строительных работ - 50% к величине средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов (п. 2.1 и п. 2.2 МДС 81-25.2001);

К рекомендуемым нормативам сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ (прил. 1 к письму Росстроя от 18.11.2004 № АП-5536/06), при этом исключается ограничение о нераспространении коэффициента 0,8 на отдельные виды работ, указанные в письме от 06.12.2010 № 41099-КК/08;

2. К нормативу накладных расходов в размере 66% от фонда оплаты труда рабочих в калькуляциях стоимости материалов и полуфабрикатов, изготавливаемых в построечных условиях (п. 4.10 МДС 81-33.2004 и п. 3.10 МДС 81-34.2004), коэффициент 0,85 не применяется.

3. Коэффициент 0,94 к нормативам накладных расходов, введенный в действие письмом Росстроя от 31.01.2005 № ЮТ-260/06, утратил свое значение для организаций, использующих общий режим налогообложения, и не применяется к нормативам, приведенным в приложениях 3, 4, 5 МДС 81-33.2004 и табл. 1 и приложениям 4, 5 МДС 81-34.2004.

В связи с выходом Федерального закона от 28.12.2010 № 432-ФЗ для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения, к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 0,94.

4. При исчислении накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен сохраняется действие всех примечаний к прил. 4 МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004, прил. 1 и 2 к письму Росстроя от 18.11.2004 № АП-5536/06.

5. Установленный порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве распространяется на организации, работающие по упрощенной системе налогообложения.

В связи с этим коэффициент 0,7 к укрупненным нормативам накладных расходов, а также нормативам по видам строительных, монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ (п. 4.7 МДС 81-33.2004 и п. 3.7 МДС 81-34.2004) не применяется.

При этом не утратило силу примечание к прил. 1 и 2 письма Росстроя от 18.11.2004 № АП-5536/06 о применении коэффициента 0,9 к нормативам сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ при упрощенной системе налогообложения.

6. К нормативам накладных расходов и сметной прибыли на погрузо-разгрузочные работы (письмо Росстроя от 07.03.2006 № СК-763/02) понижающие коэффициенты (0,85 и 0,8) не применяются.

7. При применении коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли округление нормативов производится до целых чисел.

8. Сметная документация, прошедшая экспертизу до выхода письма от 06.12.2010 № 41099-КК/08, пересчету не подлежит.

9. Взаиморасчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом, в пределах твердой договорной цены.

В соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федераций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 5, ст. 390; № 13, ст. 1169; 2006, № 6, ст. 712; № 18, ст. 2002; 2007, № 45, ст. 5488; 2008, № 22, ст. 2582; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1669; № 38, ст. 4497; 2010, № 9, ст. 960; № 22, ст. 2776; № 25, ст. 3190; № 26, ст. 3350; № 28, ст. 3702; № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935, № 32, ст. 4843), приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 353 «Об утверждении Классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, проектирование, строительство, реконструкция и ремонт которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 г., регистрационный № 14940, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 42) в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № 302 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2011 г., регистрационный № 21376, Российская газета, 2011, № 162), приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капительного строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации И.В. Пономарева.

И.о. Министра В.А. Токарев

Приложение
к приказу Министерства
регионального развития РФ
от 4 октября 2011 г. № 481

Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры

1. Положения, приведенные в настоящих Методических рекомендациях по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (далее - Методические рекомендации) рекомендуются к применению при составлении сметных расчетов на строительство объектов капитального строительства с использованием государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства (далее - НЦС).

2. Сметные расчеты, выполняемые с использованием НЦС, используемые при планировании инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование, рекомендуется составлять с учетом настоящих Методических рекомендаций.

3. При применении настоящих Методических рекомендаций следует учитывать, что показатели НЦС включают в себя:

3.1.1 затраты на строительство объектов капитального строительства, отвечающих градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к современным объектам повторно применяемого проектирования (типовая проектная документация), а также затраты на строительство индивидуальных зданий и сооружений, запроектированных с применением типовых (повторно применяемых) конструктивных решений;

3.1.2. затраты, предусмотренные действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения работ при строительстве объекта в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами;

3.1.3. затраты на приобретение строительных материалов и оборудования, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, затраты на строительство временных зданий и сооружений, дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование, проведение необходимых согласований по проектным решениям, расходы на страхование (в том числе строительных рисков); затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, содержание службы заказчика строительства и строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

4. При применении настоящих Методических рекомендаций следует учитывать, что показатели НЦС включают в себя:

4.1.1. работы и затраты, связанные с отводом земель для строительства, командировочные расходы рабочих, перевозку рабочих, затраты на строительство и содержание вахтовых поселков, плату за землю и земельный налог в период строительства, плату за подключение к внешним инженерным сетям. Учет указанных затрат приводится в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. № 15/1 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается, письмо от 10 марта 2004 г. № 07/2699-ЮД);

4.1.2. дополнительные затраты, возникающие при особых условиях строительства (в удаленных от существующей инфраструктуры населенных пунктах (дополнительные транспортные расходы), стесненных условиях производства работ), которые следует учитывать дополнительно. Особые условия строительства объекта учитываются коэффициентами, предусмотренными в технических частях сборников НЦС. Дополнительные транспортные расходы учитываются применением зональных коэффициентов изменения стоимости строительства в разрезе субъекта Российской Федерации, указанных в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

6. Расчет стоимости планируемого к строительству объекта с применением НЦС рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

Сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту;

Выбор соответствующих НЦС;

Подбор необходимых коэффициентов, предусмотренных в приложениях № 1, 2, 3, 4 к настоящим Методическим рекомендациям и техническими частями соответствующих сборников, определение их численных значений;

Расчет стоимости планируемого к строительству объекта.

7. В сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту рекомендуется включать:

Определение функционального назначения объекта;

Мощностные характеристики объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.);

Дата начала и окончания работ на объекте;

Регион строительства.

8. Выбор НЦС осуществляется по соответствующему сборнику с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта и его мощностных характеристик.

9. Определение прогнозной стоимости планируемого к строительству объекта в региональном разрезе рекомендуется осуществлять с применением коэффициентов, учитывающих регионально-экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства по формуле:

* - используемый показатель государственного сметного норматива - укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года;

N - общее количество используемых показателей государственного сметного норматива - укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года;

М - мощность планируемого к строительству объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.);

* - прогнозный индекс, определяемый в соответствии с пунктом 10 настоящих Методических рекомендациям на основании индексов цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемых для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;

* - коэффициент перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации, применяемый при расчете планируемой стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, определяемой на основании государственных сметных нормативов - нормативов цены строительства. Величина указанных коэффициентов перехода ежегодно устанавливаются приказами Минрегиона России;

* - коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия осуществления строительства (отличия в конструктивных решениях) в регионах Российской Федерации по отношению к базовому району (приложение № 1 к настоящим Методическим рекомендациям);

* - коэффициент, характеризующий удорожание стоимости строительства в сейсмических районах Российской Федерации (приложение № 3 к настоящим Методическим рекомендациям);

* - коэффициент зонирования, учитывающий разницу в стоимости ресурсов в пределах региона (приложение № 2 к настоящим Методическим рекомендациям);

Зр - дополнительные затраты, учитываемые по отдельному расчету, в порядке, предусмотренном Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. № 15/1 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается, письмо от 10 марта 2004 г. № 07/2699-ЮД);

НДС - налог на добавленную стоимость.

10. Определение значения прогнозного индекса-дефлятора рекомендуется осуществлять по формуле:

Ин.стр. - индекс цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемый для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, от даты уровня цен принятого в НЦС до планируемой даты начала строительства, в процентах;

Ипл.п. - индекс цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемый для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, на планируемую продолжительность строительства объекта, рассчитываемого по НЦС, в процентах.

11. Планируемая продолжительность строительства принимается на основании показателя продолжительности строительства, приведенного в соответствующей таблице Отдела 2 «Объекты-представители» соответствующего сборника НЦС.

12. При определении продолжительности строительства объектов в сложных природно-климатических районах Российской Федерации дополнительно применяются повышающие коэффициенты, приведенные в приложении № 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

13. Продолжительность строительства объектов, показатель мощности (количества мест, площади и другие) которых отличается от приведенных в сборниках НЦС показателей и находится в интервале между ними, определяется интерполяцией.

14. Стоимостные показатели по объекту, полученные с применением соответствующих НЦС, суммируются. После чего к полученной сумме прибавляется величина налога на добавленную стоимость.

15. Размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в НЦС, рекомендуется определять на основании отдельных расчетов.

16. Сметный расчет стоимости строительства объекта с использованием НЦС рекомендуется оформлять согласно примеру, приведенному в приложении № 5 к настоящим Методическим рекомендациям.

17. При составлении сметных расчетов, выполненных на основе НЦС, рекомендуется учитывать, что:

17.1. НЦС не распространяются на объекты капитального строительства, по которым уже приняты или согласованы нормативные правовые акты, устанавливающие размер бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставляемых (планируемых к представлению) на их строительство;

17.2. при определении стоимости строительства жилых домов с использованием НЦС «Жилые здания» расчетная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения не может превышать предельную стоимость строительства, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 460 «О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд».

Рекомендуемые коэффициенты, учитывающие регионально-климатические условия осуществления строительства

№ п/п Субъект Российской Федерации Коэффициенты Примечание
Центральный Федеральный округ 1
1. Белгородская область 1
2. Брянская область 1
3. Владимирская область 1
4. Воронежская область 1
5. Ивановская область 1
6. Калужская область 1
7. Костромская область 1
8. Курская область 1
9. Липецкая область 1
10. Московская область 1
11. Орловская область 1
12. Рязанская область (2 зона) 1
13. Смоленская область 1
14. Тамбовская область (1 зона) 1
15. Тверская область 1
16. Тульская область (1 зона) 1
17. Ярославская область 1
18. г. Москва 1
1
19. Республика Карелия (1 зона) 1,09
20. Республика Коми (1 зона) 1,09 1,22 севернее полярного круга
21. Ненецкий автономный округ (1 зона) 1,09
22. Архангельская область (1 зона) 1,09
23. Вологодская область (3 зона) 1
24. Калининградская область 1
25. Ленинградская область (1 зона) 1
26. Мурманская область 1,09
27. Новгородская область 1
28. Псковская область (1 зона) 1
29. г. Санкт-Петербург 1
Южный федеральный округ
30. Республика Адыгея (Адыгея) 0,94
31. Астраханская область 0,94
32. Волгоградская область 0,94
33. Республика Калмыкия 1
34. Краснодарский край 0,94
35. Ростовская область 0,94
36. Республика Дагестан (1 зона) 0,94
37. Республика Ингушетия 0,94
38. Кабардино-Балкарская Республика (1 зона) 0,94
39. Карачаево-Черкесская Республика 0,94
40. 0,94
41. Чеченская Республика 0,94
42. Ставропольский край 0,94
Приволжский федеральный округ:
43. Республика Башкортостан 1,09
44. Республика Марий Эл 1
45. Республика Мордовия 1
46. Республика Татарстан 1
47. Удмуртская Республика 1,09
48. Чувашская Республика - Чувашия (1 зона) 1
49. Кировская область (1 зона) 1,09
50. Нижегородская область 1
51. г. Саров (Нижегородская область) 1
52. Оренбургская область 1,09
53. Пензенская область (1 зона) 1
54. Пермский край 1,09
55. Самарская область 1
56. Саратовская область (1 зона) 1
57. Ульяновская область 1
Уральский федеральный округ
58. Курганская область 1,09
59. Свердловская область 1,09
60. Тюменская область (1 зона) М9
61. Челябинская область 1,09
62. 1,09 1,19 севернее 60 параллели
63. Ямало-Ненецкий автономный округ (2 зона) 1,09 1,19 севернее 60 параллели
Сибирский федеральный округ
64. Республика Алтай (1 зона) 1,09
65. Республика Бурятия 1,09
66. Республика Тыва 1,09
67. Республика Хакасия 1,09
68. Алтайский край (1 зона) 1,09
69. Красноярский край(1 зона) 1,09 1,12 севернее 60 параллели
70. Иркутская область 1,09 1,19 севернее 60 параллели
71. Кемеровская область (2 зона) 1,09
72. Новосибирская область (4 зона) 1,09
73. Омская область 1,09
74. Томская область 1,09 1,19 севернее 60 параллели
75. Забайкальский край 1,09
76. Республика Саха (Якутия) 1,09
77. Приморский край 1,09
78. Хабаровский край (1 зона) 1,09 1,13 севернее 60 параллели
79. Амурская область 1,09
80. Камчатская край (1 зона) 1 1,06 севернее 60 параллели
81. Магаданская область 1,09
82. Сахалинская область (2 зона) 1,09
83. 1,09
84. Камчатский край 1,09
85. Чукотский автономный округ 1,09

Рекомендуемые зональные коэффициенты изменения стоимости строительства в разрезе субъекта Российской Федерации

№ п/п Федеральный округ, регион Базовый районный коэффициент* Зональные коэффициенты Примечание
Центральный федеральный округ
1 Брянская область I - 1,000 II - 1.015 III - 1.035 IV - 1.055
2 Тамбовская область I - 1.000 г. Тамбов II - 1,010 III - 1,011 IV - 1,012 V - 1,013
3 Тверская область I - 1,017 II - 1,005 III - 1,012 IV - 1,024 V - 1,054
Северо-Западный федеральный округ
1 Республика Карелия I зона - 1,000 г. Петрозаводск II - 1,007 III - 1,009 IV -1,015 V - 1,024 VI - 1,026 VII - 1,062 VIII - 1,037 IX - 1,045 Х - 1,081 XI - 1,054 XII - 1,092 XIII - 1,200 XIV - 1,103 XV - 1,207 XVI - 1,220 XVII - 1,231 XVIII -1.233
2 Республика Коми I зона - 1,000 г. Сыктывкар II - 1,030 III - 1,040 IV - 1,000 V - 1,060 VI - 1,030 VII - 1,070 VIII - 1,030 IX - 1,090 Х - 1,090 XI - 1,040 XII - 1,030 XIII - 1,090 XIV - 1,080 XV - 1,180 XVI - 1,190 XVII - 1,200 XVIII - 1,160 XIX - 1,200 XX - 1,240
3 Вологодская область III зона - 1,002 г. Сокол I - 1,000 II - 0,959 III - 1,002 IV - 0,990 V - 0,997 VI - 0,996 VII - 1,004 VIII - 1,004 IX - 0,990 X - 0,995 XI - 1,006 XII - 1,001 XIII - 1,006 XIV - 0,997 XV - 1,002 XVI - 0,999 XVII - 1,000 XVIII - 1,001 XIX - 0,997 XX - 0,993 XXI - 0.997 XXII - 0,999 XXIII - 1,007 XXIV - 1,013 XXV - 1,010 XXVI - 1,012
Южный федеральный округ
- - - -
Северо-Кавказский федеральный округ
1 Республика Северная Осетия - Алания I зона - 1,000 II - 1,050 III - 1,080 IV - 1,130
Уральский федеральный округ
1 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра III зона - 1,000 I - 0,956 II - 0,940 IV - 1,034 V - 0,998
Сибирский федеральный округ
1 Республика Хакасия I зона - 1,000 II - 1,019 III - 1,0324 IV - 1,0463 V - 1,064
2 Алтайский край I зона - 1,000 I - 1,017 II - 1,055 III - 1,094 IV - 1,133 V - 1,171 Для зон с районным коэффициентом Кз 1,15
III - 1,102 IV - 1,141 V - 1,179 Для зон с районным коэффициентом Кз 1,20
3 Красноярский край I зона - 1,000 г. Красноярск II - 1,000 III - 1,050 IV - 1,060 V - 1,090 VI - 1,800 * - 1,870 * - 1,780 * - 1,910 * - 1,840 VIII - 1,410 IX - 1,140 Х - 1,160 XI - 1,310
4 Новосибирская область IV зона - 1,000 1 - 0,912 II - 0,925 III - 0,962 V - 0,996 VI - 0,996 VII - 0,996
5 Томская область Александровский р-н - 1,37 Кроме объектов инженерной инфраструктуры и специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, газопроводы, связь и т.д.) Поправочные коэффициенты приведены для территориальной сметной базы-2001 города Томска на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ для муниципальных образований Томской области (Кп) Учет в текущем уровне цен осуществляется в соответствии с примечанием к настоящей таблице.
Асиновский р-н - 1,12
Бакчарский р-н - 1,34
Верхнекетский р-н - 1,25
Зырянский р-н - 1,13
Каргасокский р-н - 1,39
Кожевниковский р-н - 1,13
Колпашевский р-н - 1525
Кривошеинский р-н - 1,24
Молчановский р-н - 1,25
Парабельский р-н - 1,29
Первомайский р-н - 1,1
Тегульдетский р-н - 1,3
Томский - 1,09
Чаинский р-н - 1,37
Шегарский р-н - 1,14
Город - Кедровый - 1,61
Город - Стрежевой - 1,29
6 Забайкальский край I зона - 1,000 Вся территория Забайкальского края, кроме II и III зоны II - 1,018 III - 1,029
Дальневосточный федеральный округ
1 Республика Саха (Якутия) I зона - 1,000 г. Якутск II - 0,9721 III - 1,2695
2 Хабаровский край I зона - 1,000 II - 1,020 III - 1,050 IV - 1,101 V - 1,110 VI - 1,130 VII - 1,150 VIII - 1,180 IX - 1,230 Х - 1,180 XI - 1,350 XII - 1,830 XIII - 2,080 XIV - 2,570
3 Амурская область I зона - 1,000 г. Благовещенск II - 1,020 III - 1,040 IV - 1,070 V - 1,150 VI - 1,200
4 Еврейская автономная область I зона - 1,000 II - 1,020 III - 1,040 IV - 1,060 V - 1,090 VI - 1,120
5 Чукотский автономный округ I зона - 1,000 II - 1,040 III - 1,078 IV - 1,135 V - 1,188 VI - 1,241 VII - 1,346 VIII - 1,441

*Примечание: Наименование и границы зон, а также зональные коэффициенты изменения стоимости строительства, отсутствующие в приложении № 2 к Методическим рекомендациям рекомендуется принимать в соответствии с территориальными сметными нормативами, установленными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Примечание. Сейсмическое районирование территории Российской Федерации принимается в соответствии с действующими документами в данной области.

Рекомендуемые коэффициенты к срокам продолжительности строительства в районах Российской Федерации

1. При определении продолжительности строительства объектов в сложных природно-климатических районах Российской Федерации рекомендуется применять следующие коэффициенты:

1,6 - побережье и острова Северного Ледовитого океана; все районы Магаданской области; Лешуконский, Мезенский, Пинежский районы Архангельской области; все районы Ненецкого автономного округа; все районы Камчатского края; Таймырский и Эвенкийский районы Красноярского края; все районы Чукотского автономного округа; все районы Сахалинской области; все районы севернее 60-й параллели Ханты-Мансийского автономного округа - Югра; все районы Ямало-Ненецкого автономного округа; Охотский район Хабаровского края; все районы севернее 60-й параллели Республики Саха (Якутия);

1,4 - все районы Мурманской области, за исключением городов Мурманска, Дудинка, Игарка, Норильск; Туруханский район Красноярского края; все районы южнее 60-й параллели Республика Саха (Якутия);

1,2 - все районы Амурской области; все районы Архангельской области, за исключением городов Архангельска и Северодвинска; все районы Республики Бурятия, за исключением города Улан-Удэ; все районы Республики Карелия, за исключением города Петрозаводска; все районы Республики Коми; город Мурманск; все районы Иркутской, Новосибирской, Омской, Томской области и все районы Красноярского края севернее Транссибирской железнодорожной магистрали, за исключением городов, расположенных на этой магистрали, а также городов Братска и Томска; все районы севернее 60-й параллели Пермского края; все районы Приморского края, за исключением городов Владивостока и Находки; все районы Республики Тыва; все районы южнее 60-й параллели Ханты-Мансийского автономного округа - Югра; все районы Хабаровского края, за исключением городов Комсомольска-на-Амуре, Советской Гавани и Хабаровска; все районы Забайкальского края, за исключением города Читы.

2. Продолжительность строительства объектов, возводимых в горных местностях с высотой над уровнем моря 1500 м и более, применяется в соответствии с проектом организации строительства и не может превышать продолжительность строительства аналогичных объектов в обычных условиях более чем на 30%.

3. Продолжительность строительства объектов, возводимых в районах пустынь и полупустынь и характеризуемых средней температурой июля выше 27 С° и количеством осадков менее 300 мм в год, определяется с применением коэффициента 1,1.

4. Продолжительность строительства объектов жилищно-гражданского назначения, возводимых в районах с коэффициентом сейсмичности 7 баллов и выше, определяется с применением коэффициента 1,1.

5. В случаях, когда на территорию строительного объекта распространяется несколько повышающих коэффициентов, в расчет может приниматься только один из них.

Пример (цифры условные)

Расчетная стоимость строительства детского сада на 250 мест для Республики Северная Осетия - Алания

№ п/п Наименование объекта строительства Обоснование Единица измерения Кол. Стоимость единицы изм. по состоянию на 01.01.2011, тыс. руб.* Стоимость в текущем (прогнозном), тыс. руб.
1. Детский сад на 250 мест НЦС81-02-03-2011
Стоимость 1 места * кол.мест мест 250 590,67 147 667,50
Коэффициент на сейсмичность Приложение 3 1,06
Стоимость детского сада с учетом сейсмичности 156 527,55
2. Наружные инженерные сети
2.1 Водоснабжение. Водопровод из стальных труб d=200 мм на глубине 2 м в сухих грунтах. НЦС 81-02-14-2011 км 0,20 3 888,00 1 944,00
2.2 Водоотведение (канализация). Канализация из чугунных труб d=200 мм на глубине 2 м в сухих грунтах. НЦС 81-02-14-2011 км 0,30 2 738,00 1 095,20
2.3 Энергоснабжение. Прокладка кабеля медного в траншее. НЦС 81-02-12-2011 км 0,50 2 896,00 2 027,20
2.4 Наружные сети связи. Подземная прокладка телефонного кабеля. НЦС 81-02-11-2011 км 0,40 3 120,16 1 248,06
2.5 Теплотрасса. Бесканальная прокладка трубопроводов в изоляции ППУ d=150 мм. НЦС 81-02-13-2011 км 0,70 14 526,24 10 168,37
3. Малые архитектурные формы.
3.1 Детские площадки. НЦС 81-02-16-2011 мест 250 19,87 4 967,50
3.2 Ограждение. НЦС 81-02-16-2011 100 м 4,50 59,56 268,02
4. Элементы озеленения и благоустройства.
4.1 Озеленение (деревья, живая изгородь, газоны, цветники) НЦС 81-02-17-2011 мест 250 2,66 665,00
4.2 Проезды и площадки. НЦС 81-02-08-2011 100 м2 3,10 80,59 249,83
Итого стоимость инженерных сетей и благоустройства 22 633,18
Коэффициент на сейсмичность Приложение 3 1,05
Итого стоимость инженерных сетей и благоустройства с учетом сейсмичности 23 764,84
Всего стоимость детского сада с учетом сейсмичности 180 292,39
5. Поправочные коэффициенты
Поправочный коэффициент перехода от базового района Московская область к ТЕР Северная Осетия - Алания (1 зона) 0,83
Зональный коэффициент для Республики Северная Осетия - Алания (от 1 зоны к 3 зоне) Приложение 2 1,08
Регионально-климатический коэффициент Приложение 1 0,94
Стоимость строительства с учетом сейсмичности, территориальных и регионально-климатических условий 151 917,25
6. Плата за землю расчет 1 500,00
7. Затраты на подключение к инженерным сетям расчет 18 230,07
Всего по состоянию на 01.01.2011 171 647,32
Продолжительность строительства мес. 10
Начало строительства 1.01.2012
Окончание строительства 1.11.2012
Расчет индекса-дефлятора на основании показателей Минэкономразвития России Ии.стр. с 01.01.2011 по 01.01.2012 =108% Ипл.п. с 01.01.2012 по 1.10.2012=106% Информация Министерства экономического развития Российской Федерации 1,11
Всего стоимость строительства с учетом срока строительства 190 528,53
НДС Налоговый кодекс Российской Федерации % 18 34 295,13
Всего с НДС 224 823,66

Составил: _______________________

Проверил: _______________________

Приказ Министерства регионального развития РФ от 4 октября 2011 г. № 481 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры”

Текст приказа размещен на сайте Министерства регионального развития в Internet (http://www.minregion.ru)

Обзор документа

Расчет стоимости планируемого к строительству объекта включает несколько этапов.

На первом этапе рекомендуется собрать исходные данные по объекту. Так, определяются его функциональное назначение, мощностные характеристики (общая площадь, количество мест, протяженность и т. д.), даты начала и окончания работ на объекте, регион строительства.

Нормативы выбираются по соответствующему сборнику с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта и его мощностных характеристик.

Продолжительность строительства объектов, показатель мощности которых отличается от приведенных в сборниках и находится в интервале между ними, определяется интерполяцией.

Стоимостные показатели по объекту, полученные с применением соответствующих нормативов, суммируются. Прибавляется величина НДС.

Размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в нормативах, рекомендуется определять на основании отдельных расчетов.

Иногда строительство того или иного объекта по разным причинам осуществляется в усложненных или стесненных условиях. Как правило, это ведет к увеличению стоимости строительства, что необходимо предусмотреть в сметах, чтобы применить соответствующие коэффициенты. Каким именно коэффициентом и при каких условиях можно воспользоваться, если территория, где ведется строительство, является охраняемой и на ней действует пропускной режим?

Ситуация

Объект строительства находится на охраняемой территории с пропускным режимом. Работники и спецтехника будут проходить по пропускам через КПП с досмотром машин, а стройматериалы будут размещаться строго на отведенной территории с доставкой по разрешенному маршруту.

Заказчик представил задание на проектирование объекта разработчику проектно-сметной документации (ПСД). А тот согласно этому заданию в разделе проекта "Организация строительства" (ПОС) отметил наличие факторов стесненности в соответствии с п. 15 таблицы В1 Методических указаний по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденных приказом Минстройархитектуры от 23.12.2011 № 450. В результате сметная стоимость строительства сформирована с учетом коэффициента 1,35 для учета влияния усложненных и стесненных условий при производстве работ на охраняемых объектах с пропускным режимом. Положительное заключение госэкспертизы на проект получено.

Правильно ли в этом случае применен коэффициент 1,35?

Да, правильно, и вот почему.

Итак, если на объекте строительства усложненные и стесненные условия производства работ и это зафиксировано в разделе ПОС, то применяются коэффициенты, приведенные в таблице В1 "Коэффициенты к нормам затрат труда рабочих, нормам эксплуатации машин для учета влияния усложненных и стесненных условий производства работ при строительстве объектов" из Методических указаний.

Причем коэффициенты таблицы В1 при определении сметной стоимости распространяются на проектируемый объект при условии, что иное не предусмотрено технической частью сборников нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы, монтаж оборудования, ремонт объектов, реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям (сборники НРР) или проектом.

В свою очередь, коэффициент 1,35 из п. 15 таблицы В1 применяется к объектам, в отношении которых действуют нормы Сборника № 46 "Работы по реконструкции зданий и сооружений" (утвержден приказом № 450).

Обратите внимание! Если в технической части конкретного сборника НРР есть коэффициенты, учитывающие условия производства работ, аналогичные приведенным в таблице В1, необходимо применять только коэффициенты этого сборника. Если же коэффициенты из технической части сборника НРР учитывают условия, отличные от указанных в таблице В1, их нужно применять одновременно с коэффициентами таблицы В1.

Решение о применении коэффициентов для учета влияния усложненных и стесненных условий к нормам затрат труда и нормам на эксплуатацию машин принимает разработчик ПСД, исходя из обоснования, приведенного в разделе ПОС. В ПОС должны быть сведения о конкретных факторах усложненных и стесненных условий, оказывающих влияние на работу подрядчика на данном объекте. Например, стесненные условия могут быть связаны с наличием действующих инженерных коммуникаций, ограниченностью или невозможностью использования строительной техники, в связи с чем необходимо дополнительно переносить материалы, или с ограниченностью мест хранения материалов и механизмов, в результате чего возникают дополнительные транспортные затраты.

Таким образом, коэффициент 1,35 (п. 15 таблицы В1) может быть применен в проекте на основании задания на проектирование, в котором заказчик указал, что объект относится к охраняемым объектам с пропускным режимом. При этом в разделе ПОС приводится обоснование необходимости применения коэффициента с учетом особенностей этого объекта.

Обратите внимание! Для применения коэффициента 1,35 объект должен быть включен в перечень объектов, подлежащих обязательной охране Департаментом охраны МВД (утвержден Указом от 25.10.2007 № 534), а в договоре об оказании охранных услуг с Департаментом охраны МВД следует оговорить вид и условия охраны объекта.

Если все указанные условия соблюдаются, то применение коэффициента 1,35 из п. 15 таблицы В1 является обоснованным. Подтверждением этому, как правило, служит положительное заключение органов госэкспертизы на проект.

Подрядчик при подготовке цены своего предложения для участия в процедуре подрядных торгов (переговоров), а также при формировании неизменной договорной (контрактной) цены включает повышающие коэффициенты в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметной документацией и условиями заключенного договора строительного подряда.